Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного (МАУСОШ № 8) и дополнительного образования (МАУДО «Центр юных техников») Златоустовского городского округа в рамках профориентации обучающихся
В стратегии развития воспитания в РФ в период
до 2025 года большое внимание уделяется профессиональному самоопределению
подрастающего поколения и реализуется посредством:
• воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
• формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
• развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
• содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Дополнительное образование расширяет возможности ребенка и способствующее развитию его личности.
Дополнительное образование детей состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую, научно-техническую, культурную жизнь общества, обеспечение конкурентоспособности человеческих ресурсов.
Партнёрские отношения в реализации программ профессионального обучения могут выстраиваться как с семьёй, так и с промышленными предприятиями нашего, с общественными организациями и объединениями, с учреждениями профессионального образования, культуры и спорта, СМИ.
Каковы же механизмы включения системы дополнительного образования в профориентационную работу общеобразовательных школ? Это:
1. Технологии интеграции в учебном процессе которые, способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию их субъектной позиции через включение познания форм и методов, применяемых в дополнительном образовании в виде:
• комплексных занятий: интегрированный урок, творческий отчёт, общественный смотр знаний;
• проектов: информационных, творческих, исследовательских;
• игр: деловых (урок – исследование, урок – экскурсия), познавательных ;
• предметных технологий (изготовление наглядных пособий, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, «издание» рукописных сборников…)
2. Технологии внешней интеграции в виде:
• организации и проведения совместных интегрированных мероприятий: праздников, фестивалей;
• организации и проведения совместных интегрированных дел: коллективных творческих, общественно – полезных;
• организации и проведения совместных интегрированных игр, конкурсов.
Целью сетевого взаимодействия МАУДО «ЦЮТ», школ, промышленных предприятий , высших и средне-технических заведений является создание условий, способствующих профессиональному самоопределению, профессиональной ориентации учащихся через вовлечение в многообразие промышленной среды Златоустовского городского округа.
Такое тесное сотрудничество позволяет решать такие задачи, как:
• Помощь подросткам в систематизации представлений о современном производстве;
• Расширение кругозора о перечне профессий, возможностях обучения этим профессиям;
• Развитие мотивации подростков к познанию и наглядному изучению объектов промышленности, выявление интересов;
• Формирование у школьников стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии;
• Подготовка молодежи к осознанному профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе.
Программой профориентации предусмотрено вовлечение подростков в различные формы работы:
• анкетирование на предмет выявления интереса при выборе профессии;
• участие в днях открытых дверей ВУЗов и колледжей;
• посещение мастер-классов с профессиональными пробами в учебных заведениях Златоустовского городского округа;
• творческие смены со специалистами - представителями профессий;
• конкурсы профмастерства;
• проектная деятельность учащихся;
• цикл досуговых мероприятий;
• участие в региональных чемпионатах Ворлдскиллс Россия Юниор, областных конкурсах среди школ
Златоустовского городского округа;
• профориентационное анкетирование и консультирование с привлечением специалистов Центра Занятости.