Применение конвергентного подхода при проектировании дополнительных общеобразовательных программ вызывает большое количество вопросов. Чтобы лучше понять важность подхода, нужно пойти от анализа двух противоположных процессов: интеграции и дифференциации. Дифференциация возникает, когда появляются новые области знания, которые нужно исследовать, а интеграция – когда возникает необходимость обобщить и надежно обосновать знания, добытые в узких областях.
Таким образом, конвергентность или междисциплинарность – это отражение процесса объединения научных знаний и интегративного характера современного научного знания. И система дополнительного образования должна обучать именно этому новому научному знанию, однако важной составляющей конвергентного подхода является неразрывность предмета и способов его подачи: описывать природный мир «как он есть сам по себе», вне учета его восприятий людьми, почти невозможно. Научные знания обретают смысл, преломляясь в сознании личности конкретного человека. Валентина Смелова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования, основываясь на собственных научных разработках и многолетнем педагогическом опыте предложила схему междисциплинарного подхода, которая может помочь педагогу сделать занятия более конвергентными. Междсциплинарный подход, по ее мнению, включает в себя самостоятельные, но взаимосвязанные модули: Междпредметные связи — наиболее разработанная в педагогической теории и практике методическая область. Например, это рассмотрение одного явления с точек зрения разных наук: функционирование гормонов в теле человека с точки зрения и биологии, и химии. Межпредметная интеграция – это создание целостных учебных дисциплин, в которых будет отражены системы фундаментальных закономерностей развития науки.
Конвергенция в образовании – это построение целостных учебных дисциплин, в которых интегрируются научные знания и технологические достижения на основе фундаментальных закономерностей развития естественных наук и NBIC-технологий (нанотехнологий, биотехнологии, информационных и когнитивных технологий) и в которых будут отображаться взаимопроникновения наук и технологий в ходе прогрессивного развития человечества. На сайте института, в разделе региональный репозиторий, предлагаем вам ознакомиться с дополнительными общеобразовательными программами, победителей областного конкурса "Новое поколение определяет", в номинации дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в контексте с НТИ (Национальная технологическая инициатива), содержание которых является логическим продолжением рассматриваемого подхода.