Кафедра педагогики и психологии ГБУ ДПО ЧИППКРО совместно с МОУ СОШ № 1 города Кыштыма Челябинской области реализует совместный научно-прикладной проект по теме «Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологические рабочие профессии» на основании договора № 161 от 24 декабря 2015 года.
Выбор темы научно-прикладного проекта обусловлен тем, что в настоящее время в Челябинской области приоритетное внимание отведено естественно-математическому и технологическому образованию. Последовательная политика в обеспечении его высокого качества является характерной особенностью многих промышленных регионов. Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к профессиональным знаниям и умениям работников. Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-квалификационный уровень работников многих российских предприятий заметно уступает требованиям рынка труда. Рынок труда Челябинской области не является исключением. Современное производство нашего региона также нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы. В рамках образовательного процесса достижение данных результатов во многом может быть связано с использованием технологии проектной деятельности. В этой связи необходимо выявить ресурсные возможности технологии проектной деятельности для достижения современного качества в области естественно-математического образования.
Цель проекта – создание в школе системы ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии.
Задачи: 1. Определить педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии. 2. Разработать и апробировать программа формирования мотивации учащихся к выбору инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий; 3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия успешной реализации программы формирования мотивации учащихся к выбору инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий. 4. Обобщить опыт разработки научно-прикладного проекта.
Более подробно с техническим заданием по данному проекту можно ознакомиться в прикрепленном файле ниже.
В рамках реализации научно-прикладного проекта "Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии", предлагаем Вам ознакомиться со статьей "Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные профессии" и выразить свое мнение. Авторы статьи - Каримова Наталья Григорьевна - директор Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1, г. Кыштыма Челябинской области и Ильясов Дмитрий Федорович - докт. пед. наук, профессор, член-корреспондент РАЕ, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск. Статья опубликована в сборнике материалов XVII Международной научно-практической конференции "Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров (2016 г.)
В рамках реализации научно-прикладного проекта "Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии", предлагаем Вам ознакомиться со статьей "Роль нестандартной организации урока в развитии познавательного интереса младших школьников" и выразить свое мнение. Авторы статьи - Гридина Инга Борисовна, Кузьмина Анна Евгеньевна и Рыженкова Светлана Александровна - учителя Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 города Кыштыма Челябинской области. Статья опубликована в сборнике материалов XVII Международной научно-практической конференции "Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров (2016 г.)
В реализацию образовательного проекта ТЕМП вовлечены все образовательные организации Челябинской области. Поэтому данная тематика интересна не только школам, которые реализуют совместные научно-прикладные проекты по данной проблематике, но и другим. Поэтому предлагаем Вам ознакомиться и обсудить промежуточные результаты образовательного проекта ТЕМП в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 51. Статьи подготовлены Юговой Лидией Михайловной - заместителем директора МБОУ СОШ № 51 и Тонконоженко Ольгой Владимировной - учителем географии МБОУ СОШ № 51.
Очень важно, что авторы статьи "Роль нестандартной организации урока..." акцентируют внимание на учебной мотивации обучающихся. Это является значимым механизмом, определяющим не только качество учебной деятельности и образовательных результатов, но и в целом эмоциональным и даже соматическим состоянием ребенка. Не секрет, что придя в школу дети получают серьезный стресс, связанный с перестройкой деятельности. И помочь им успешно адаптировать может грамотный, а точнее психологически компетентный учитель. Одним из таких условий адаптации является формирование мотивации у обучающихся. В статьи представлены интересные приемы, которые вызывают интерес у ребенка, формируют эмоционально-положительное отношение к процессу учения. Если такое отношение заложить на первых ступенях обучения, то ребенок будет гораздо легче усваивать знания и в дальнейшем. Ведь непрерывное обучение в течение всей жизни выступает важной характеристикой современного общества и успешного человека.
Здравствуйте, уважаемые участники сети научно-прикладных проектов, реализуемых совместно с ГБУ ДПО ЧИППКРО! Хочу поделиться впечатлениями о прочитанной статье Н. Г. Каримовой и Д. Ф. Ильясова "Эффективные средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии", размещённой в данном форуме. Авторы весьма справедливо подчёркивают, что в данном проекте вовсе не ставится задача непременно сориентировать школьников на выбор инженерных и рабочих профессий. "Это выглядело бы как сужение перспектив профессиональной ориентации школьников,что неоправданно с педагогической точки зрения. Главная цель проекта – сформировать у учащихся школы панорамное представление о ценностной стороне инженерных и высокотехнологичных профессиях предприятий города, а также повлиять на становление уважительного отношения к производительному труду". Этот вывод может послужить ответом родителям на вопрос о необходимости участия каждого школьника в проекте "ТЕМП". В статье также виртуозно прописаны предполагаемые результаты и эффекты реализации проекта Советую всем ознакомиться с этой статьёй.
Алла Александровна Севрюкова, доцент кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО ЧИППКРО.
В Красноярском крае, по региональному гранту Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), недавно вошедшего в состав Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), и Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности (ККФПННТД) "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном" Сибирским Федеральным университетом (СФУ) и Сибирским научно-образовательным консорциумом (СНОК) выполняется проект "Методологическое обеспечение новой политехнической школы" для инженерно-технологических классов, создаваемых в школах, лицеях, гимназиях края по инициативе и при поддержке Губернатора Красноярского края В.А. Толоконского, а также для корпоративных классов инженерно-технологического профиля. Основы методологии: ТРИЗ-педагогика (включая авторские методы изобретения знаний и инновационных проектов) и конвергентные технологии. Информация опубликована в "Вестнике КГПУ им. В.П. Астафьева" http://www.kspu.ru/upload/documents/2016/10/25/cc0114cdb017bf52758b946a519cff7d/nauchnyij-zhurnal-ve... , стр. 19-22. Об особенностях подготовки к учебе на инженерных направлениях и специальностях вузов, где применяется система CDIO, опубликована статья в журнале "Инженерное образование", № 16, 2014 г.:http://aeer.ru/files/io/m16/art_5.pdf
Здравствуйте, уважаемые коллеги! На базе МОУ СОШ №1 г. Кыштыма Челябинской школы действует региональная площадка по реализации образовательного проекта «ТЕМП». И, на мой взгляд, каждую образовательную организацию должна заинтересовать именно цель научно-прикладного проекта «Эффективные средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии», реализуемого нашей школой. В Челябинской области, да и в России вообще, к сожалению, выпускники всё реже выбирают инженерные специальности. Ещё совсем недавно заводы были совсем другими: производственная пыль, тяжёлый длительный физический труд, однообразная работа. Можно даже говорить о своеобразном стереотипе представления рабочих специальностей. Но ведь сегодня ситуация кардинально изменилась! Зачастую дети и их родители даже не имеют представления о том, какие условия для работы могут предоставить современные производства, на каком оборудовании производят детали рабочие, какие перспективы ожидают рабочие профессии. Вовлечение учащихся школы в производственный процесс различным средствами позволяет вызвать интерес у будущих выпускников, желание самим активно принять в нем участие, желание изучать физику, химию, математику. Дети видят удивительные возможности применения научных знаний. Более того, меняется и отношение современной молодёжи к рабочим специальностям вообще. Коллектив МОУ СОШ №1 уверен, что именно благодаря панорамному представлению ценностной стороны инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий, у школьников воспитывается уважительное отношение к производительному труду. А это не менее важно для настоящего и будущего нашей страны.
Нестерова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 6б и 11б классов МОУ СОШ №1 г. Кыштыма Челябинской области.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Реализуемый научно – прикладной проект «Эффективные средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии» в МОУ СОШ № 1 г. Кыштыма Челябинской области представляет собой целую систему профориентационной работы в школе в учебной и внеурочной деятельности, начиная в младших классах с азов по формированию представлений у учащихся о мире профессий, о роде и занятиях людей; о понимания роли труда в жизни человека и общества; по формированию добросовестного отношения к труду до профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте, что является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития ребенка в единстве с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, его социальной адаптации и профессиональному самоопределению в обществе. Мне, как учителю и классному руководителю начальных классов, отрадно отметить глубокую заинтересованность родителей учащихся класса в профориентационной работе с детьми через информационно – просветительскую деятельность совместно с городской детской библиотекой и, соответственно, чувство уважения и гордости учащихся класса к трудовой деятельности, роду занятий родных и близких им людей, особенно в области инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий. На мой взгляд, данная система работы школы заинтересует и другие образовательные учреждения.
Дмитриева Ольга Борисовна, учитель начальных классов
Добрый день, уважаемые коллеги! Опубликованная статья "Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные профессии» в сборнике материалов XVII Международной научно-практической конференции "Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров (2016 г.) авторы которой - Каримова Наталья Григорьевна - директор Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1, г. Кыштыма Челябинской области и Ильясов Дмитрий Федорович - докт. пед. наук, профессор, член-корреспондент РАЕ, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск заслуживает внимание большой аудитории. В современном, динамично меняющемся мире скорость появления новых технологий возросла многократно. Массовое высокотехнологичное производство привело к тому, что доля инженерного труда в создании продукции превышает долю труда рабочего. Система подготовки инженерных кадров и престижность этой профессии в общественном сознании становится одним из важных элементов конкурентоспособности страны в глобальной экономике. На мой взгляд, сложившаяся ситуация в стране требует разворота правительственных структур, средств массовой информации, научно-технических общественных организаций и общеобразовательных учреждений в сторону повышения престижа высокотехнологичных и инженерных специальностей среди учащихся.
Цукерберг Лариса Валентиновна, учитель истории, обществознания, краеведения