Кафедра педагогики и психологии ГБУ ДПО ЧИППКРО совместно с МОУ СОШ № 1 города Кыштыма Челябинской области реализует совместный научно-прикладной проект по теме «Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологические рабочие профессии» на основании договора № 161 от 24 декабря 2015 года.
Выбор темы научно-прикладного проекта обусловлен тем, что в настоящее время в Челябинской области приоритетное внимание отведено естественно-математическому и технологическому образованию. Последовательная политика в обеспечении его высокого качества является характерной особенностью многих промышленных регионов. Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к профессиональным знаниям и умениям работников. Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-квалификационный уровень работников многих российских предприятий заметно уступает требованиям рынка труда. Рынок труда Челябинской области не является исключением. Современное производство нашего региона также нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы. В рамках образовательного процесса достижение данных результатов во многом может быть связано с использованием технологии проектной деятельности. В этой связи необходимо выявить ресурсные возможности технологии проектной деятельности для достижения современного качества в области естественно-математического образования.
Цель проекта – создание в школе системы ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии.
Задачи: 1. Определить педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии. 2. Разработать и апробировать программа формирования мотивации учащихся к выбору инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий; 3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия успешной реализации программы формирования мотивации учащихся к выбору инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий. 4. Обобщить опыт разработки научно-прикладного проекта.
Более подробно с техническим заданием по данному проекту можно ознакомиться в прикрепленном файле ниже.
Однажды я играл в очень интересную игру и мне стало интересно, как создаются такие шедевры? После чего я познакомился с программированием, я читал статьи, смотрел видеоролики по программированию и даже начал изучать такой язык программирования как Python. Профессия программист относится к инженерным профессиям, и в будущем я хотел бы связать свою жизнь с программированием.
Ученик 8б класса МОУ СОШ №1 города Кыштым Ряжапов Даниил
В рамках педагогической инновации у меня возникла интереснейшая идея составить обзорную экскурсию по городу Кыштым с целью знакомства школьников не только с достопримечательностями города и историей предприятий, но и с профессиями через призму времени: от старины до современности.
Цель экскурсии - рассмотреть основные районы Кыштыма – и постараться сделать акцент на промышленную зону, так как город Кыштым был основан как жилой поселок при Верхнекыштымском доменном и Нижнекыштымском железоделательном заводах во второй половине XVIII столетия и узнать какие профессии были востребованы на предприятия города и как они степенно менялись от старины до современности.
Экскурсия разработана как пешая (охватывает один район в течение 2, 5ч.) так и автобусом (охват все промышленные предприятия города в течение 3, 5 ч.). Универсальность маршрута заключается в том, что проезд от одного объекта до другого сопровождается историческими фактами.
Разработанная экскурсия была апробирована не только для школьников, но и для коллег с разных территорий Челябинской области вовремя стажировочной площадки, проходившей на базе МОУ СОШ № 1 по теме: «Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии» в течении трех лет.
Экскурсанты – коллеги Челябинской области насколько воодушевлены и заинтересованы промышленной зоной г. Кыштыма. КГО при небольшой численности населения - богат промышленными предприятиями, которые обеспечивают высокую занятость населения. А это значит - есть возможность предоставить молодым специалистам новые рабочие места.
Во время экскурсии обращаю вниманию и на культурную среду города. Город шикарно богат архитектурными и историческими памятниками . Продолжается строительство новых объектов культурно-досуговой деятельности. Город растет и развивается в разных аспектах. Это дает возможность привлечь молодое поколение оставаться на территории своей малой Родины .
На мой взгляд, обзорная экскурсия по городу с показом промышленной и культурной зон, позволила стать немаловажным средством образования трудового воспитания и профориентации учащихся. Знакомясь с объектами промышленного производства , у экскурсантов формируется яркие образы, способствующие более прочному усвоению научных основ производства.
Цукерберг Лариса Валентиновна, учитель истории, обществознания, краеведения
В августе 2018 года мой сын Кудряшов Артём отдыхал в ДОЛ «Волна», где действовала "Выездная многопрофильная школа "Дельта". Очень хотелось, чтобы в последний месяц лета ребенок не только хорошо отдохнул и окреп физически, но и подготовился к школе, приобрел новые знания.
И всё это действительно свершилось. Кроме того, он нашел новых друзей, подружился с учителями и занял 2 место в олимпиаде по математике.
В «Дельте» очень весело и интересно. Проводятся разноплановые учебные мероприятия, конкурсы, увлекательные занятия и, конечно, дискотеки! Побывав там однажды, хочется вернуться вновь!
В ноябре 2018 года в рамках ознакомления с инженерными и высокотехнологическими рабочими профессии я со своим 9 б классом посетил музей Кыштымского радиозавода. Нас тепло встретили в музее, рассказали всю историю завода: от истока до современности. Меня прежде всего удивило его масштабы производства и значимость выпускаемой продукции .
В ближайшее время, нам предстоит посетить и сам завод, где мы , со слов классного руководителя, сможем более детально понаблюдать за технологией данного производства.
Я с детских лет увлекаюсь техническими дисциплинами. Познакомившись с предприятием Кыштымский радиозавод , думаю появится желание связать свою судьбу с производством , выпускающее оборонную продукцию и также гражданского назначения.
Считаю такие экскурсии позволяют не только расширить кругозор знаний , но и выстроить будущую перспективу жизни.
В последнее время всё чаще слышу, что так называемые "рабочие" профессии стали не престижными. И все же хочу связать свою жизнь с производством. Из более востребованных в России предприятий моего города считаю "Русский кварц ". Сейчас комбинат -единственный в России производитель высокочистых кварцевых концентратов, поставляемых, кроме российского рынка, на экспорт. Добыча жильного кварца ведётся подземным методом на промышленной площадке подземного рудника ОАО «КГОК» . Кусок кварца проходит механическую обработку, измельчение, классификацию, после доставляется на участок очистки в виде кварцевой крупки. Далее в отделении глубокого обогащения производится финишная очистка кварцевой крупки до необходимого качества с использованием так называемых «мокрых» процессов обогащения. А после осуществляется контроль качества конечной продукции в промышленной лаборатории предприятия.
В связи с этим на предприятие "Русский кварц" требуются и инженеры, и программисты, и химики. По сути все предприятия, заводы и комбинаты охватывают широкий круг специальностей, поэтому каждый может найти себе профессию по душе. А самое главное, что на данный момент все рабочие профессии являются востребованными, высокооплачиваемыми, а рабочих мест очень много.
Ученица 8 "Б" класса МОУ СОШ №1 города Кыштыма Мыларщикова Любовь
Я, учитель математики МОУ СОШ №1 г. Кыштыма. Ежегодно ученики нашей школы разрабатывают итоговые индивидуальные проекты. По моему предмету ребята тоже выполняют эту работу, и чаще всего сталкиваются с тем, что работая над проектом, им приходится исследовать местность. К примеру, если связываем математику и архитектуру, то ищут симметрию, размеры; если время - расположение нашего города, природную зону и т.д.
Эта работа нравится ученикам, т.к. они не только узнают новое из математики, но и связывают эти знания с родным городом.
Ряжапова А.И., учитель математики МОУ СОШ №1 г. Кыштыма
Последние три года, работая в рамках деятельности РИП, я занималась изучением спецификации экскурсии как формы знакомства школьников с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями. Следует сказать, что за это время всего проведено 16 экскурсий на АО «Радиозавод», 2 экскурсии на ЗАО «КМЭЗ», 1 экскурсия на «Русский кварц», 1 на Тайгинский ГОК, 1 на «Высоту 239». Таким образом, каждый учащийся старших классов хотя бы раз побывал на производственной экскурсии.
Отметим, что мнение учащихся о заводах и рабочих после экскурсии однозначно меняется. Детей удивляют условия труда (чистота, а не грязь), сама деятельность, зарплата сотрудников рабочих специальностей. Поэтому нами были изучены эффекты экскурсии. Это и видеоотчёты, которые дети делают, в том числе и из фотографий. Это анкеты, которые учащиеся заполняют после экскурсии. Это рисунки, эссе. Это форма статьи в газету с её дальнейшей публикацией в городской детской газете. Это информационные баннеры и специально разработанная нами экскурсионная книжка школьника. Кыштымская телерадиокомпания сделала сюжет об экскурсии в рамках городского проекта «Наше время».
Созданная система экскурсионно-познавательной деятельности школьников описана. Сформирована сравнительная таблица проведения экскурсий на производства г. Кыштыма с описанием особенностей организации, проведения экскурсии, поведения экскурсантов и содержания самой экскурсии.
Нестерова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1
Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Соответственно, главная задача - нас, учителей заключается в том, чтобы в условиях лагерной смены сформировать у подростков профессиональные интересы, уважительное отношение к труду и человеку труда, а также активной жизненной позиции по отношению к будущей профессиональной деятельности.
Такая педагогическая проба была реализована нами в рамках профильного осеннего школьного лагеря дневного пребывания «УникУм».
Так, в работе школьного профильного лагеря «УникУм» приняло участие 25 младших подростков. Цель работы - создание условий для получения школьниками определенных знаний о профессиях, о роли труда в жизни человека и о его важности, предоставление дополнительных возможностей школьникам для образовательного досуга, интеллектуального и творческого развития.
В содержании деятельности лагеря мы выделяли следующие направления:
-работа в творческих разновозрастных группах. Ребята были разделены на 5 групп, в каждой по 5 человек. В течение 5 дней пребывания в лагере они должны пройти лабиринты: географический лабиринт (тема: «Профессия – геолог»), химический лабиринт (тема: Моя профессия – химик – лаборант), лабиринт в информатике (тема: «Профессия – программист»), физический лабиринт (тема: «В мире электрических цепей»), лабиринты русского языка и литературы (тема: «Советы от младших подростков, или как сделать настоящий лайфхак»)
Таким образом, за 5 дней работы в лагере каждый ребенок в группе «примерил» на себя 5 разных профессий.
В программу школьного лагеря были включены и интеллектуальные, эвристические игры, развлекательные мероприятия, экскурсия по городу и в городскую библиотеку им. Б. Е. Швейкина и т.д., мероприятия в рамках городского проекта «Письма Белому Дому».
По итогам каждого дня ребята заполняли дневник участника смены, а в конце смены каждый ребенок прошел свой лабиринт и сделал свой выбор в пользу понравившейся профессии.
Проанализировав работу в школьном лагере по данной инновации, мы отметили для себя ряд положительных моментов:
-Появление у младших подростков профессиональных намерений, и круга интересов, которые сыграют роль на их профориентации в старших классах. (Возможно, это не окончательное решение, однако, стоит отметить, что их выбор на данном этапе возраста формирует целеустремленность, умение формулировать свои планы и анализировать перспективы своего развития);
- Создание атмосферы позитивной совместной деятельности ученик-учитель, понимание учащимися её значимости в жизни человека.
Хочется также отметить, что школьный профильный осенний лагерь- это уникальная форма развития у детей интереса к науке, (в частности естественно-технологической и математической направленности), культуре, инициативности, творческого мышления, способности к нестандартным решениям, это возможность формирования любопытной? инициативной личности с развитым воображением, способной принимать самостоятельные решения.
Е.Н. Устинова, начальник школьного осеннего лагеря "УникУм", заместитель директора по ВР, учитель немецкого языка
Я, Норкина Ольга Владимировна, учитель математики МОУ СОШ №1, один из активных участников проекта «Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии», представляю работу- «Задачи с использованием материалов о промышленных предприятиях Кыштымского городского округа это - знания реальной математики и знакомство с Кыштымом в области производства, машиностроения, лесной и деревообрабатывающей промышленности». За основу взята следующая идея: показать взаимосвязь использования математических моделей и приобретённых математических знаний с решением профессиональных задач.
Приступая к работе, я ставила перед собой цель: ориентировать учащихся на обучение по естественнонаучному, социально-экономическому профилю.
В соответствии с целями были поставлены определённые задачи:
1) изменить отношение учащихся к образованию,
2) повысить мотивацию к изучению математики,
3) сформировать умения самостоятельной деятельности.
При выполнении работы удалось подобрать комплекс задач , и иллюстративный материал:
- с использованием таких понятий как концентрация, процентное содержание вещества в смеси, растворе, сплаве.
- с бытовым сюжетом, где необходимы умения вычислять площадь боковой и полной поверхности многогранников, умения находить объёмы призм.
- на совместную работу, связанную с инженерными и рабочими профессиями.
- задания, связанные с промышленностью.
Такие задачи изменяют отношение учащихся к образованию, повышают мотивацию к изучению математики, формируют умения самостоятельной деятельности. Работая над решением такого рода задач ученики понимают взаимосвязь использования математических моделей и приобретённых математических знаний с решением профессиональных задач, применение математических знаний к решению задач технологии производства КМЭЗ. Ориентируют учащихся на обучение по естественнонаучному, социально-экономическому профилю показывают взаимосвязь использования математических моделей и приобретённых математических знаний с решением профессиональных задач, знакомят с производством Радиозавода. Задачи с использованием материалов о промышленных предприятиях Кыштымского городского округа это - знания реальной математики и знакомство с Кыштымом в области производства, машиностроения, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Настоящим открытием становится тот факт, что даже задания с профориентационной направленностью на уроках математики могут сыграть важную роль при выборе профессии.
Норкина Ольга Владимировна, учитель математики МОУ СОШ №1
Участвуя в проекте региональной инновационной площадки МОУ СОШ № 1 г. Кыштыма, я выполняла исследовательскую работу - «Учебник русского языка как средство воспитания у учащихся ценностного отношения к трудовой деятельности человека». Меня, как учителя русского языка и литературы, заинтересовал вопрос: как отражается в школьном учебнике по русскому языку тема труда. Никогда не думала, что буду анализировать учебник, по которому работаю много лет (Ладыженская Т. А.– «Русский язык»), с такой точки зрения. На самом деле тема труда есть и в упражнениях учебника для 5 класса, но более интересным в этом плане я считаю учебник для 6 класса. С удовольствием открывала для себя новые моменты, которые раньше считала просто рабочими фрагментами урока. Профориентационная направленность некоторых упражнений позволила сделать урок более интересным, познавательным не только с точки зрения русского языка, но и способствовала формированию у учащихся понятия об умственном, физическом, индивидуальном (домашнем) и коллективном труде. Исследовательскую работу я делала увлечённо, с удовольствием. Возможно, именно поэтому моя статья с одноимённым названием, опубликованная в сборнике материалов XVIII Международной научно – практической конференции, признана лучшей. Думаю, это хорошая оценка проделанной работы.
Сребряская Светлана Станиславовна, учитель русского языка и литературы