Все сайты ГБУ ДПО ЧИРО
Кафедры и отделы
Системы обучения
Проекты
Сеть научно-прикладных проектов

ГлавнаяФорумыПроектыАктуальные проблемы реализации дополнительных образовательных программРазработка и реализация междисциплинарных, интегрированных дополнительных общеобразовательных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей (конвергентный подход в разработке дополнительных общеобразовательных программ)

Разработка и реализация междисциплинарных, интегрированных дополнительных общеобразовательных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей (конвергентный подход в разработке дополнительных общеобразовательных программ)

Поиск  Правила  Войти  
Страницы: 1
Разработка и реализация междисциплинарных, интегрированных дополнительных общеобразовательных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей (конвергентный подход в разработке дополнительных общеобразовательных программ)
 
Уважаемые коллеги!
В настоящее время конвергентный подход в образовании рассматривается как методология преодоления междисциплинарных границ. Но эта общая стратегическая методология разбивается на множество направлений деятельности и тактических задач. Большое развитие конвергентный подход получает в системе дополнительного образования – в частности, в разработке дополнительных общеобразовательных программ.
Однако, конвергентный подход к разработке общеобразовательных программ не лишен некоторых противоречий. Эти противоречия кроются в двусмысленном понимании самого термина «конвергенция», «конвергентный». Буквально, конвергенция означает соединять, сводить к одному, выбирать одно. Но этот буквальный смысл приобретает два оттенка на практике. В когнитивных науках, конвергентное мышление противопоставляется дивергентному, как стандартное, шаблонное мышление творческому познанию. В этом значении конвергентное мышление представляет собой стремление субъекта действовать по инструкции, применять четкий алгоритм к решению задачи. В образовании конвергентный подход представляет собой интеграцию научных знаний в единую систему взглядов и умений смотреть на вещи и проблемы с разных сторон и использовать элементы различных дисциплин при решении определенных задач. В этом смысле конвергентный подход отнюдь не противоречит дивергентному мышлению, а напрямую связан с ним, так же как связаны в науке естественные процессы интеграции и дифференциации знаний.    
В рамках конвергентного подхода может быть реализовано множество инновационных идей: разработка инструментов интеграции современных научных знаний в образовании, реализация стратегии опережающего обучения, новая система проектирования рабочих программ, новые инструменты формирования межпредметных связей, программы популяризации научных знаний в школах и организациях дополнительного образования и т.д.
В целях информационного сопровождения деятельности образовательных организаций Региональным ресурсным центром ДПО и лабораторией по научно-исследовательской и методической работе ГБУ ДПО ЧИППКРО организован форум по обсуждению актуальных проблем реализации конвергентного подхода к разработке дополнительных общеобразовательных программ.
Задачи обсуждения:
  1. Устранить возможные противоречия и прийти к общему пониманию того, что в нашем случае означает конвергентный подход к проектированию дополнительных программ.

  2. Наметить ряд перспектив для дальнейшей проектной деятельности в части реализации конвергентного подхода в системе дополнительного образования.
В качестве отправной точки обсуждения предлагается ряд научных и методических публикаций, посвященных конвергентному подходу в образовании. Обращаем ваше внимание, что для участия в обсуждении необходимо быть зарегистрированным пользователем форума и войти под своей учетной записью. Если у вас еще нет учетной записи, вам необходимо зарегистрироваться.
 

Применение конвергентного подхода при проектировании дополнительных общеобразовательных программ вызывает большое количество вопросов. Чтобы лучше понять важность подхода, нужно пойти от анализа двух противоположных процессов: интеграции и дифференциации. Дифференциация возникает, когда появляются новые области знания, которые нужно исследовать, а интеграция – когда возникает необходимость обобщить и надежно обосновать знания, добытые в узких областях.

Таким образом, конвергентность или междисциплинарность – это отражение процесса объединения научных знаний и интегративного характера современного научного знания. И система дополнительного образования должна обучать именно этому новому научному знанию, однако важной составляющей конвергентного подхода является неразрывность предмета и способов его подачи: описывать природный мир «как он есть сам по себе», вне учета его восприятий людьми, почти невозможно. Научные знания обретают смысл, преломляясь в сознании личности конкретного человека. Валентина Смелова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования, основываясь на собственных научных разработках и многолетнем педагогическом опыте предложила схему междисциплинарного подхода, которая может помочь педагогу сделать занятия более конвергентными. Междсциплинарный подход, по ее мнению, включает в себя самостоятельные, но взаимосвязанные модули: Междпредметные связи — наиболее разработанная в педагогической теории и практике методическая область. Например, это рассмотрение одного явления с точек зрения разных наук: функционирование гормонов в теле человека с точки зрения и биологии, и химии. Межпредметная интеграция – это создание целостных учебных дисциплин, в которых будет отражены системы фундаментальных закономерностей развития науки.

Конвергенция в образовании – это построение целостных учебных дисциплин, в которых интегрируются научные знания и технологические достижения на основе фундаментальных закономерностей развития естественных наук и NBIC-технологий (нанотехнологий, биотехнологии, информационных и когнитивных технологий) и в которых будут отображаться взаимопроникновения наук и технологий в ходе прогрессивного развития человечества. На сайте института, в разделе региональный репозиторий, предлагаем вам ознакомиться с дополнительными общеобразовательными программами, победителей областного конкурса "Новое поколение определяет", в номинации дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в контексте с НТИ (Национальная технологическая инициатива), содержание которых является логическим продолжением рассматриваемого подхода.

 
Проблема реализации конвергентного подхода в реализации дополнительных общеобразовательных программ  вызывает большое количество вопросов. Что это за подход? Почему это важно? Как выстроить образовательную среду для реализации этого подхода?

Исходя из уже озвученных основных ключевых принципов конвергентного образования, мы считаем, что одним из примеров конвергентной образовательной технологии является STEAM- технология (S -наука, T - технология, E - инженерия, A- искусство, М- математика), которая сочетает в себе междисциплинарный и прикладной подход и является инструментом развития критического мышления, исследовательских компетенций,  навыков работы в группе. Данная технология была использована нами при разработке дополнительной общеобразовательной программы "Командно-проектный инженеринг" (авторы: Соколова И.Н., Труфанов П.А.). Основу базового уровня программы составляет командно-проектная деятельность обучающихся в области инженерных технологий, математических знаний  и практико-ориентированный подход к обучению. В ходе практико-ориентированных занятий по программе обучающиеся получат базовые навыки компетенций исследовательской и изобретательской деятельности, проектной и командной работы на высокотехнологичном оборудовании, знакомятся с основами
теории решения изобретательских задач, инженерии,  спецификой и возможностями высокотехнологичного оборудования,  способами его практического применения.  В этой программе хорошо прослеживаются междисциплинарный подход, т.к. в ней прописаны самостоятельные, но в тоже время взаимосвязанные модули. Данная программа является призером конкурса дополнительных общеобразовательных программ различной направленности "Новое поколение определяет" и размещена в разделе "Региональный репозиторий" .  
 

По мониторинговым исследованиям высшей школы экономики в дополнительном образовании преобладает художественная направленность. Так и в нашем МБУ ДО «ДТДиМ» Озёрского городского округа из 106 реализуемых ДООП - 55 художественной направленности.

В типовой модели создания новых мест для дополнительного образования детей художественной направленности, в контексте  Национального проекта «Образование» и Федерального проекта «Успех каждого ребенка» прилагается Модель художественнойнаправленности , в которой представлена ДООП художественной направленности ближайшего будущего «Саунд-дизайн и аутобрендинг», составленная с ориентацией на вектор развития художественного творчества и, соответственно, конвергентного подхода при проектировании ДООП.

Возникает огромное противоречие, как и откуда начать движение к предложенной модели художественной направленности: с поиска педагога, владеющего необходимыми компетенциями или с модернизации материально-технического оснащения? При условии, что подобные программы уже имеются. Как мотивировать педагога, владеющего только музыкальными компетенциями на освоение технических и цифровых ресурсов?

Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)
Расписание веб-семинаров и интернет-конференций
Линия консультаций по техническим вопросам
Skype-консультации по внедрению ИКТ
Методика работы с социальными сервисами