Однако, конвергентный подход к разработке общеобразовательных программ не лишен некоторых противоречий. Эти противоречия кроются в двусмысленном понимании самого термина «конвергенция», «конвергентный». Буквально, конвергенция означает соединять, сводить к одному, выбирать одно. Но этот буквальный смысл приобретает два оттенка на практике. В когнитивных науках, конвергентное мышление противопоставляется дивергентному, как стандартное, шаблонное мышление творческому познанию. В этом значении конвергентное мышление представляет собой стремление субъекта действовать по инструкции, применять четкий алгоритм к решению задачи. В образовании конвергентный подход представляет собой интеграцию научных знаний в единую систему взглядов и умений смотреть на вещи и проблемы с разных сторон и использовать элементы различных дисциплин при решении определенных задач. В этом смысле конвергентный подход отнюдь не противоречит дивергентному мышлению, а напрямую связан с ним, так же как связаны в науке естественные процессы интеграции и дифференциации знаний.
В рамках конвергентного подхода может быть реализовано множество инновационных идей: разработка инструментов интеграции современных научных знаний в образовании, реализация стратегии опережающего обучения, новая система проектирования рабочих программ, новые инструменты формирования межпредметных связей, программы популяризации научных знаний в школах и организациях дополнительного образования и т.д.
В целях информационного сопровождения деятельности образовательных организаций Региональным ресурсным центром ДПО и лабораторией по научно-исследовательской и методической работе ГБУ ДПО ЧИППКРО организован форум по обсуждению актуальных проблем реализации конвергентного подхода к разработке дополнительных общеобразовательных программ.
Задачи обсуждения:
- Устранить возможные противоречия и прийти к общему пониманию того, что в нашем случае означает конвергентный подход к проектированию дополнительных программ.
- Наметить ряд перспектив для дальнейшей проектной деятельности в части реализации конвергентного подхода в системе дополнительного образования.