Авторский конспект занятия
непосредственно образовательной деятельности для детей ОВЗ
(с задержкой психического развития)
Выполнила: Первухина Мария Сергеевна, воспитатель. МКДОУ "Д/с№28" г. Коркино.
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).
В настоящее время чтобы называться здоровыми необходимо не только не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях:эмоциональном, психическом, духовном, социальном, материальном – чего человек начинает достигать только к 20 годам. И именно поэтому под здоровьем понимается состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или неудовлетворительного состояния. Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность, т.к. непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми
Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
— К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.
— В нашей группе посещают дети:
- задержкой психического развития
— Наличие этого факта побудило нас к разработке специального плана сопровождения детей с ОВЗ,
Цель которого заключается в воспитании личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение, присмотр, уход и оздоровление воспитанников.
Реализация цели требует решения следующих
задач:
— создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников.
— формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
— осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, эмоциональных нарушений).
— взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС:— физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;
— социально-коммуникативное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;
— познавательное развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;
— развитие речи как средства познания;
— художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГОС в следующих формах: закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (также в режимных моментах), индивидуальная работа, все виды игр, беседы.
Модель построения плана индивидуального сопровождения ребенка Участники педагогического процесса | Содержание деятельности | Формы работы |
Семья | Включение в единое образовательное пространство «Детский сад – семья». | Родительские собрания. Консультации. Беседы. Круглые столы. Приглашение родителей для участия в жизни группы. Наглядная информация. Мероприятия, досуги, праздники для родителей и детей. |
Воспитатели группы, где есть ребенок с ОВЗ | Формирование командного взаимодействия. Обучение действиям в определённых ситуациях. | Игры Консультации. |
Педагог-психолог | Профилактика и консультирование. Психологическая диагностика, психологическая коррекция. Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик. | Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка (развитие психических процессов, развитие эмоционально-волевой сферы, индивидуальные особенности). Консультации для родителей и педагогов. Игры – тренинги. Мастер – классы. |
Инструктор по гигиены | Контроль за организацией оздоровительных мероприятий и питанием детей. | Сезонные профилактические мероприятия. |
Музыкальный руководитель | Развитие музыкальности детей, способности воспринимать музыку. Приобщение к музыкальному искусству. | Привлечение детей к музыкальной деятельности |
Инструктор по физической культуре | Развитие физических качеств. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. | Индивидуальная коррекционная работа. Организация совместных праздников и развлечений. Утренняя гимнастика. |
В организации образовательной деятельности мы учитываем:
— Диагностику индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребёнка (специалисты, воспитатели), наблюдение за поведением детей в группе;
— Планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
— Организацию предметно-развивающей среды в соответствии с ОВЗ детей, стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих детям с разными возможностями доступ к развитию.
— Организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности — развитие познавательной сферы, игровой, конструктивной деятельности и др.; социализацию в условиях совместной деятельности детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для творческого развития детей (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.); создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях; использование различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития детей).
План работы с детьми с ОВЗ: № | Мероприятия | Сроки |
1. | - Изучение личных дел детей с ОВЗ. - Составление списка детей с ОВЗ. | Сентябрь |
2. | - Наблюдение и помощь в прохождении адаптации детей в ДОУ. - Родительское собрание. Консультации по запросу родителей с психологом. | Октябрь |
3. | - Фотовыставка «Моя семья». - Дублерство родителей. | Ноябрь |
4. | - Организация и проведение творческих конкурсов, выставок художественного творчества с родителями. - Родительское собрание: «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ». | Декабрь |
5. | - Сказкотерапия (с музыкой, пальчиковые куклы, подвижные игры). - Дублерство родителей. | Январь |
6. | - Индивидуальные консультации по вопросам построения взаимоотношений ребенка и сверстников. - Расширение социальных контактов детей с ОВЗ. | Февраль |
7. | - «Развивающие игрушки» мастер-класс родителей - Дублерство родителей. | Март |
- 88 | - Организация театрализованного представления вместе с родителями. - Посещение воспитателей на дому | Апрель |
- | - Встреча с родителями, консультации. - Дублерство родителей. | Май |
| - Итоги работы с детьми с ОВЗ - Организация оздоровления детей с ОВЗ в летний период. | Июнь |
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
Основные проблемы, возникающие в семьях наших
подопечных – детей с ОВЗ.
1.
Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2.
Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В следствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3. Всё это
не способствует
принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
4.
Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили
общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей:
повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.Для решения данной цели в работе поставлен
ряд задач:
1. научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. сформировать адекватную самооценку.
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.
1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.
2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьёй.
3. Далее группой психолого-медико-педагогического сопровождения (ПМПс) детей с ОВЗ (которая функционирует в ДОУ с 2007 года) на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
4. Составление плана работы воспитателей с родителями детей с ОВЗ.
5. Непосредственная работа с родителями. В неё входит:
Формы работы с родителями детей с ОВЗ.
1.
Беседы: коллективные и индивидуальные.
2.
Консультации: индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье.
3.
Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
4.
Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. «Дни дублерства» Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
5.
Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Эта проблема привела нас к поиску эффективных путей оказания необходимой помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям, которые бы позволили решить вопросы консультирования, оказания индивидуальной коррекционно-развивающей, реабилитационной и реабилитационной помощи, создания условий для первичной адаптации. В дальнейшей в нашей работе мы видим и ждем результаты целей достигнутой помогать детям с ОВЗ занять достойное место в обществе сверстников, а главное – наиболее полно реализовать свои личностные возможности.