Все сайты ГБУ ДПО ЧИРО
Кафедры и отделы
Системы обучения
Проекты
Сеть научно-прикладных проектов

Формирование читательской грамотности средствами учебных предметов

Поиск  Правила  Войти  
Формирование читательской грамотности средствами учебных предметов
 
2020 г.
  1. Аннотация научно-прикладного проекта
  2. Информация о руководителях проекта
  3. Соглашение о сотрудничестве с МАОУ «Многопрофильный лицей № 148 г. Челябинска»
  4. Мероприятия
    4.1. Доклад Орешкиной А.Е.
    4.2. Доклад Гулеватой О.Н.
    4.3. Доклад Боровковой Е.Г.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Ответы
 
Читательская грамотность является метапредметным умением, так как чтение и понимание учебных текстов, умение получать информацию с текста, осмысливать её и применять для решения различных учебных и практических задач нужны для обучения на каждом учебном предмете. Поэтому на формирование читательской грамотности должны быть направлены усилия каждого учителя-предметника, в том числе и учителя географии.
 
Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность.
Ключевым фактором является сам учитель и его подходы к обучению чтению. В основу организации работы с читательской грамотностью могут быть положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста.  
 
 Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
 
Читательская грамотность способствует развитию предметных компетенций, служит базой УУД. Педагогу очень важно формировать читательские навыки, которые нацеливают на достижение образовательного результата, на рост культурной и духовной личности. Особое внимание обратить на ценность бумажных (печатных) книг, как на способ сохранения эффективного мышления в эпоху цифровизации.  
 

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением. Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

 

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой». Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

 
:idea:    Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности.
    Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе. Поэтому формирование читательской грамотности именно в начальной школе придается большое значение.
          Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. В направлении «читательская грамотность» особое место в учебном процессе занимает текст. Он помогает выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи. При формировании духовно - нравственных качеств личности. Художественный текст служит основой для упражнения в развитии связной речи. Основным методом в совершенствовании умения воспринимать текст является анализ текста. В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом. Например, метод дискуссий, дебатов можно вводить в практику работы уже с учащимися 3 - 4 классов.
     На уроках также можно использовать метод проектов, защита презентаций, создание и демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Индивидуальная форма работы на уроках с применением приемов «Фишбоун» (рыбья кость), «Инсерт», «Оценочное окно», «Синквейн» помогает учащимся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы. Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом.
           Данные стратегии используются на уроках с детьми, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе над словом. Работу с текстом проводим на  12 лучших образцах литературы и связываем его с такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление. При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
 
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника. «Читательская грамотность» - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
 

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

 
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие
личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию
и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые
требования ко всем ступеням образования. В соответствии с требованиями к
содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных
программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся
универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных
универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без
сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Для формирования и совершенствования читательской грамотности
необходимы определённые читательские действия.
 вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
 делать прямые умозаключения из этой информации;
 интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
 оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных
элементов.
Первые два действия непосредственно опираются на текст, на умение читателя
извлекать информацию из текста и восстанавливать некоторые зазоры между
авторскими сообщениями.
Вторые два действия требуют от читателя значительно большей
самостоятельности мышления и воображения. У развитого читателя должны
быть сформированы обе группы умений:
• умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и
строить на ее основании простейшие суждения;
• умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя .
Для развития читательской грамотности использую приемы "Ромашка Блума" (технология критического мышления), виноградная гроздь, шесть шляп и др.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Читают тему (гостей: 1)
Расписание веб-семинаров и интернет-конференций
Линия консультаций по техническим вопросам
Skype-консультации по внедрению ИКТ
Методика работы с социальными сервисами