Все сайты ГБУ ДПО ЧИППКРО
Кафедры и отделы
Системы обучения
Проекты
Сеть научно-прикладных проектов

Формирование читательской грамотности средствами учебных предметов

Страницы: 1 2 3 4 След.
Формирование читательской грамотности средствами учебных предметов
 
2020 г.
  1. Аннотация научно-прикладного проекта
  2. Информация о руководителях проекта
  3. Соглашение о сотрудничестве с МАОУ «Многопрофильный лицей № 148 г. Челябинска»
  4. Мероприятия
    4.1. Доклад Орешкиной А.Е.
    4.2. Доклад Гулеватой О.Н.
    4.3. Доклад Боровковой Е.Г.
 
Обществознание - это предмет, на котором необходимо формировать читательскую грамотность. Сегодня, в стремительный век новых технологий у детей формируется клиповое мышление. В то же время новые требования, ФГОС призывают учителя вкладывать знания в учеников не с помощью монолога, а с помощью активного взаимодействия, активизации саморазвития, самовоспитания и в дальнейшем самореализации. Каким же образом этого можно достичь? Я предлагаю решить этот вопрос с помощью организации на уроке работы в группах, которым даются различные источники знаний, а также у каждой группы получается свой, отличающийся от других результат. Например, одной группе даются иллюстрации, другой группе дается видеосюжет, третьей группе необходимо проанализировать текст. У каждой группы будет свой результат: либо таблица, либо схема, либо даже может быть сценка-иллюстрация ситуации. Затем мы совместно подводим итоги урока, обобщаем и систематизируем материал всех групп. Таким образом, работа в группе позволяет освоить небольшой объем материала, что соответствует существующему клиповому мышлению детей, но затем увидеть общую картину урока на заключительном этапе.
 
Читательская грамотность ―  это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предмет "Изобразительное искусство" тоже способствует развитию читательской грамотности. Например, при работе над проектами, учащийся должен прочитать довольно объемные тексты, понять их суть, выделить главное и второстепенное. Применить полученные знания на практике.  
 

Мой способ повышения читательской активности учеников.

Так как дети очень мало читают, то в начале учебного года выдаю список дополнительной литературы по всем темам (журнальные статьи, книги). На дополнительных занятиях в индивидуальном порядке задаю вопросы по содержанию этой литературы для того, чтобы убедиться, действительно ли она прочитана, затем ставлю оценку, учитывая, сколько именно прочитано. Результат:

1. Углубляются знания по предмету

2. Повышается читательская активность.

Конечно, приходится использовать «материальный» стимул – хорошую оценку.

 
На уроках географии в 5 классе даю учащимся задания с текстом. Использую рабочие тетради. Дети читают плохо, не могут найти ответ в тексте, поэтому приходится заставлять перечитывать вслух и по несколько раз, пока не найдут правильный ответ.
 

Организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, и учителя географии в том числе, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в ФГОС. На мой взгляд, традиционные приемы, такие как: деление  текста  на  смысловые блоки или составление плана по тексту, выделение главной мысли в и  умение озаглавливать текст, все еще актуальны. Однако  необходимо внедрять разнообразные новые приёмы, постоянно менять формы работы с текстом для привлечения и удержания внимания. В своей работе я так же использую: сравнение по тексту двух близких по смыслу понятий, составление кроссвордов по тексту, решение проблемных вопросов через нахождение в тексте необходимой информации.

 
Читательская грамотность - нужное дело. Но тут в 5-7 классах легче всего работать под девизом "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться". С нынешними противопандемическими мероприятиями и проверками особо не повеселишься. Поэтому подобную работу я перевел во внеурочку. Вместе с Шерлоком Холмсом и Доктором Ватсоном мы ищем на пришкольном участке пляшущих человечков (заранее спрятанных) с заданиями на опреедление местных горных пород, растений и животных. Вместе с Фродо и Сэмом из "Властелина колец" ищем стороны горизонта по мху на деревьям, по солнцу и др...
 
Я считаю главное не что читать, а как читать. Очень важно чтобы ребёнок понимал суть прочитанного. Что особенно актуально при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ.  
 
Цитата
generalova.72@inbox.ru написал:
На уроках географии в 5 классе даю учащимся задания с текстом. Использую рабочие тетради. Дети читают плохо, не могут найти ответ в тексте, поэтому приходится заставлять перечитывать вслух и по несколько раз, пока не найдут правильный ответ.
На уроках географии чтение карты, ее легенды, умение находить объекты, анализировать процессы  и явления - это тоже читательская грамотность.
Работа со статистикой, чтение разных таблиц, диаграмм, графиков - и это читательская грамотность.  
 
Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из
необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской
грамотности необходимо предлагать ученикам специальные задания.
-Восстановление текста (приём работы со связным текстом, в
котором пропущены слова).
-Формулирование суждения по заданным словам (набор слов,
терминов, из которых следует построить суждение, формулировку закона,
правило, закономерность).
-Инсерт (интерактивная система записи для эффективного чтения
и размышления с использованием условных обозначений)
-Вопросно-ответные упражнения (предполагают запрашивание и
предоставление необходимой информации).
-Упражнение на дополнение (приём работы, основанный на
отрывке текста или незаконченных предложениях, которые нужно закончить,
используя информацию, полученную из прочитанного текста).
-Исправление (определение и корректировка содержательных
нарушений в тексте).
Страницы: 1 2 3 4 След.
Читают тему (гостей: 1)
Расписание веб-семинаров и интернет-конференций
Линия консультаций по техническим вопросам
Skype-консультации по внедрению ИКТ
Методика работы с социальными сервисами