Все сайты ГБУ ДПО ЧИРО
Кафедры и отделы
Системы обучения
Проекты
Сеть научно-прикладных проектов

ГлавнаяФорумыАльфира ЮлдашеваАльфира Юлдашева (Все сообщения пользователя)

Альфира Юлдашева (Все сообщения пользователя)

Поиск  Правила  Войти  

Страницы: 1
Использование возможностей информационно-библиотечного центра сельской школы для развития культуры смыслового чтения обучающихся (МБОУ «Аргаяшская средняя общеобразовательная школа № 2» Аргаяшского МР)
 
[CENTER][B]Чтение как средство образования и воспитания детей[/B][/CENTER]
[CENTER][B](или Счастье быть читателем)[/B][/CENTER]
[CENTER][B] [/B][/CENTER]
[RIGHT][B][I]Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. [/I][/B][/RIGHT]
[RIGHT][B][I]Плохое чтение, как замаранное грязью окошко, через которое ничего не видно. [/I][/B][/RIGHT]
[RIGHT][I](В.А. Сухомлинский)[/I][/RIGHT]

Любая школа хочет высокого качества успеваемости своих учеников. Родители, заботясь об образовании своего ребенка, также желают им успешной учебы, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Согласно мнению ученых, существует 200 факторов, которые влияют на успеваемость ученика. Фактор номер один – это смысловое чтение, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые факторы.

К сожалению, детей, которые читают с удовольствием, с каждым годом все меньше. Иногда для многих ребят чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе не связано только с литературой. Чтение является основой для изучения всех дисциплин, в том числе и математики.

По результатам международного исследования PISA, в нашей стране 10% девятиклассников функционально неграмотны, то есть неспособны к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Это так называемая «вторичная неграмотность», которая выражается в утрате навыков чтения и письма. «Вторичная неграмотность» развивается в раннем возрасте уже после того, как дети научились читать и писать, но не могут преодолеть различные ошибки в чтении, поэтому относятся к нему как к тяжелому труду, который для них скучен и утомителен.

Последствия низкого уровня грамотности чтения все больше проявляют себя в российском обществе как негативные факты снижающегося статуса чтения: увеличивается доля россиян вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю; уходит в прошлое традиция семейного чтения, уменьшается интерес к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком.

Такие тенденции могут привести к серьезным социальным последствиям в стране. Неслучайно в «Национальной программе поддержки и развития чтения» отмечается «возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения.

Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. На данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».

В июне 2017 года правительством страны утверждена государственная концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. В документе говорится: «Поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны».

Решение обозначенных проблем возможно только через подъем читательской культуры, воспитание грамотного читателя, ведь чтение является основным каналом получения и освоения социально значимых знаний, культурных ценностей.

Таким образом, по большому счету от того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Три составляющие – семья, школа, библиотека - создают окружение, формирующее читающего человека XXI века.

В своей школе мы разработали специальный проект, ориентированный на повышение уровня читательской компетентности и информационной культуры. Основная деятельность по развитию культуры смыслового чтения будет построена через возможности информационно-библиотечного центра, который создается на базе школьной библиотеки.

С начала старта нашего проекта (октябрь 2017 года) проведены организационные, методические мероприятия, осуществлены различные акции, налаживаются связи с другими образовательными и библиотечными центрами. Большое внимание мы уделяем созданию информационно-педагогической поддержки мотивации чтения детей в семье. Убеждаем родителей в том, что если человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда. Поэтому важно привычку к чтению закладывать в школьном возрасте.

Иногда многие родители, да и сами дети главной помехой чтению считают нехватку времени. Вот как отвечает на этот вопрос французский педагог-словесник: «Как скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания». Он считает, что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь – это образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время. Поэтому совместно с родителями мы выдвинули девиз: «От качества чтения – к качеству жизни нашей и России».

Главным результатом нашего проекта должно стать достижение хорошего уровня культуры смыслового чтения. Этого добиться можно лишь тогда, когда это станет приоритетной задачей всего педагогического коллектива. В процессе реализации проекта педагоги должны овладеть современными подходами и стратегиями смыслового чтения, будут апробироваться новые формы работы с читателями.

При этом школа будет открыта для диалога. Предполагается устанавливать партнерское взаимодействие с общеобразовательными организациями, интересующимися или имеющими опыт в данном направлении работы. Школа будет активно вовлекать в образовательный процесс жителей села Аргаяш. Упор в содержании образовательной, информационной и культурно-воспитательной деятельности будет направлен на краеведческую, патриотическую и гражданскую тематику, что отвечает особенностям сельской школы.

Страницы: 1
Расписание веб-семинаров и интернет-конференций
Линия консультаций по техническим вопросам
Skype-консультации по внедрению ИКТ
Методика работы с социальными сервисами