Реклама как средство формирования интереса к чтению
Не секрет, что в России, как и во многих странах мира наблюдается снижение уровня читательской культуры. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий. Это заставляет учителей искать всё новые средства формирования интереса к чтению книг.
Одно из таких средств – методика «Реклама книги», которая способствует привлечению интереса к книге и чтению через творческую самореализацию.
История возникновения и развития рекламы
Реклама – это важная часть культуры человечества, и появилась она очень давно – ещё в древних государствах.
Считается, что понятие «реклама» образовалось от латинского глагола «reclamare» - кричать, выкрикивать.
Жанр рекламного плаката в нашей стране быстрыми темпами развивался в советское время, в котором особым успехом пользовались плакаты Владимира Маяковского и Александра Родченко.
Говоря о рекламе книги, мы берём на себя ответственность за формирование вкуса, мы пытаемся влиять на читательский выбор, мы хотим создавать моду на чтение.
Существует достаточно большое количество видов рекламы книги: инфографика, интерактивный продукт, креативная реклама.
Среди новых форм продвижения литературы в последнее время всё активнее заявляет о себе буктрейлер.
В своей практике я использую ещё такой вид рекламы как реклама-отзыв. Реклама-отзыв – это письменный или устный рассказ человека о прочитанной книге и представленный в виде плаката, арт-объекта, рисунка, фотографий, книжной закладки, элементов инсценировки. Целью этих работ является выражение своих мыслей, чувств, переживаний по поводу прочитанного, а также общая оценка произведения. Через свою работу дети могут помочь другому человеку «встретиться» с нужной для него книгой.
«Реклама-отзыв» успешно вписывается в уроки литературы, внеклассного чтения, библиотечные уроки, классные часы. При соответствующей тематике выбранных книг может использоваться как развивающий компонент любого предмета.
Но важно, в самом начале, во время информации класса о подготовке «Рекламы книги» провести подробный разбор и объяснение формата «рекламного листа» и требований к отзыву.
-Название книги Когда она была написана -Автор Страна и годы жизни -Краткое описание сюжета (Время действия. Место действия. Главные герои. Что с ними происходит.) -Отрывок из книги, который больше всего тебе понравился -Советую прочитать эту книгу, потому что… -Кому эта книга может понравиться? -Если события можно было написать музыкой, какие песни, мелодии, музыкальные произведения могли бы здесь прозвучать? -Где эту книгу точно можно найти, купить, взять почитать, скачать из интернета? -И, конечно, кто рекламу подготовил: Фамилия, имя ученика Возраст, школа, класс Телефон для связи (по желанию) |
Дальше дети читают книги (выбрав самостоятельно или по рекомендованному списку). Большую помощь здесь оказывает ИБЦ (информационно-библиотечный центр): быстрый доступ не только к печатным изданиям книг, но и к аудиокнигам, доступ в интернет за информацией о творчестве писателей.
Прочитав все книги, кстати, «Реклама-отзыв» подходит как итоговая работа по «летнему чтению школьников», дети выбирают понравившуюся книгу и готовят отзыв, оформляют «рекламный лист», продумывают своё выступление перед одноклассниками.
Рекламу можно готовить индивидуально, в парах, группами. К созданию рекламы можно привлечь родителей (живое общение родителей с детьми ещё больше мотивирует на успешное обучение).
Что в это время делает учитель
· вводит учащихся в основы рекламного мастерства
· делает обзоры новой литературы вместе со школьным библиотекарем
· привлекает родителей
· помогает в оформлении рекламных листов
· контролирует процесс сдачи–представления рекламных листов
· выявляет и поощряет лидеров
· мотивирует малоактивных читателей
Результатом использования методики «Реклама книги» является повышение уровня мотивации к чтению у обучающихся, формирование навыков самостоятельной работы.
Создание рекламы-отзыва решает ряд задач современного образования: учит детей всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Эта методика даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах рекламного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём, расширяет внеурочную деятельность по формированию читательского кругозора учащихся и выходит за рамки традиционного обучения чтению в школе. Новое звучание приобретает реклама-отзыв, когда дети рисуют любимого героя книги, изготавливают арт-объект, закладку, готовят сценки из любимой книги. Налаживается совместная работа с сотрудниками библиотек.
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
В процессе представления рекламы книги, учащиеся не получают прямых отметок своей деятельности, но отмечаются успехи, которые демонстрируют ученики во время презентации отзыва и даётся устная оценка одноклассниками и педагогом. После проведения презентации предполагается рефлексия, где каждый ребёнок высказывает своё мнение о том, что у него лучше всего получилось и над чем стоит поработать в дальнейшем.
Важным в использовании данной методики является то, что ученик не только сам читает книги, но и вовлекает других, рекламируя прочитанные книги. В «портфели читателей» ученик вписывает имена тех, кто прочитал книгу, которую он прорекламировал.
Среди читателей у ребят оказалась и я, и мамы, и папы, и даже соседи.
Для мотивации лучшие работы награждаются грамотами и призами.
В условиях современного мира реклама становится одним из подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама-отзыв может стать одним из самоценных учебных материалов, так как развивает у учащихся личностные качества, положительные мотивы деятельности, креативное мышление, языковое чутьё, активизирует жизненную позицию. Даёт возможность организовать учебный процесс в контексте формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)