Все сайты ГБУ ДПО ЧИРО
Кафедры и отделы
Системы обучения
Проекты
Сеть научно-прикладных проектов

Интернет-конкурс «Обучение без границ» - 2024
ГлавнаяИнформация о сети НПП

Информация о сети НПП

Уважаемые коллеги!

Приветствуем вас на странице нашего информационного ресурса, посвященного реализации научно-прикладных проектов. Сеть научно-прикладных проектов предназначена для тех, кто является участником совместных с институтом научно-прикладных исследований и всех, кто интересуется результатами инновационной деятельности в региональной системе образования. Соответственно, у сети две основных задачи: аккумулировать ресурсы научно-прикладных проектов в единую систему и создать площадку для эффективного сетевого взаимодействия педагогических и руководящих работников образовательных организаций региона, осуществляющих инновационную деятельность в сфере образования.

Реализуя научно-прикладные проекты, мы с коллегами опираемся на следующий негласный принцип: «есть в сети – есть в жизни». Это объясняется тем, что обязательным условием эффективной работы и продвижения результатов любого инновационного проекта в образовании является его присутствие в телекоммуникационной сети «Интернет».

Несколько слов о том, что такое научно-прикладной проект (НПП) и Сеть научно-прикладных проектов (Сеть НПП).

В региональной образовательной системе создаются необходимые условия для эффективного управления кадровыми ресурсами. Новые квалификационные требования предполагают осуществление педагогами инновационной и исследовательской деятельности. Одним из условий совершенствования профессиональной компетентности педагогов является их включение в реализацию научно-прикладных проектов.

Научно-прикладной проект (далее НПП) – одна из форм сотрудничества института и образовательных организаций региона по решению проблем, возникающих в ходе модернизации общего и дошкольного образования.          

Как и любой проект, НПП это ограниченное во времени предприятие, направленное на достижение определенного результата, решения какой-либо управленческой или педагогической задачи. Большую роль играет именно прикладной или практико-ориентированный характер, получаемых в рамках проекта решений.

            Полученные в рамках научно-прикладного проекта результаты должны встраиваться в существующую систему образования на уровне образовательной организации или сети образовательных организаций. В то же время, прикладные исследования соответствуют объективным критериям научного знания (воспроизводимость, объективность, востребованность, обоснованность и т.д.) и проходят все стадии оформления научного знания: формулировка темы, выделение объекта и предмета исследования, определение гипотезы, цели и задач, проведение исследования, концептуализацию, обобщение и обоснование полученных выводов, оформление результатов работы в виде практико-ориентированных научно-методических продуктов и т.д.

Практика реализации научно-прикладных проектов берет свое начало в 2008 году и изначально направлена на оказание организационно-методической и научной помощи педагогическим работникам региона в освоении федеральных государственных образовательных стандартов. Всего за указанный период институтом реализовано более 250 научно-прикладных проектов различной тематики и направленности. Основная цель системы научно-прикладных проектов – повышение качества общего и дополнительного профессионального образования. Реализация научно-прикладных проектов соответствует ключевым направлениям федеральных проектов в сфере образования, направлениям научных специальностей ВАК по педагогике и приоритетным направлениям научной работы ГБУ ДПО ЧИППКРО. В 2021 – 2022 году институт реализует 46 совместных с образовательными организациями научно-прикладных проектов.

Особенностью методологии научно-прикладного проекта является синергетический подход, а также пластичность и вариативность форм деятельности, что позволяет решать конкретные научно-методические задачи с учетом имеющихся возможностей и потребностей образовательных организаций (участников проекта) и института.

  • Система организации и управления совместных с образовательными организациями НПП опирается на следующие принципы:

  • принцип проектно-целевого управления инновационной деятельностью;

  • принцип технологичности инновационных процессов и процессов управления проектами;

  • принцип инновационного характера деятельности;

  • принцип сетевого взаимодействия как инструмент информационной поддержки партнерства участников проектов;

  • принцип открытости;

  • принцип единства теории и практики;

  • принцип верифицируемости (проверяемости);

  • принцип востребованности;

  • принцип системности;

  • принцип объективности.

Следует отметить, что сопровождение научно-педагогическими работниками института региональных инновационных площадок осуществляется также через реализацию совместных научно-прикладных проектов. Существующая система научно-прикладных проектов, реализуемых институтом совместно с образовательными организациями региона, предоставляет возможность и перспективы роста образовательных организаций - участников НПП  в части повышения уровня инновационной деятельности и достижения на этом пути федерального статуса.  Некоторые образовательные организации начинали инновационную деятельность через участие в научно-прикладном проекте и прошли путь от статуса участника НПП до статуса региональной и федеральной инновационной площадки.

За десять лет круг проблем и направлений деятельности научно-прикладных проектов значительно расширился и углубился. В целях мобилизации и консолидации системы научно-прикладных проектов в 2016 году на сайте института был создан информационный ресурс «Сеть НПП».

Сеть научно-прикладных проектов (Далее Сеть НПП) – специально организованное виртуальное пространство совместной деятельности образовательных организаций по разработке и продвижению инновационных образовательных продуктов. В сети НПП систематически размещаются материалы научно-прикладных проектов , в том числе, региональных инновационных площадок, представлен архив научно-прикладынх проектоврепозиторий научно-методических продуктов, функционируют форумы и дискуссионные площадки, предусмотрена процедура регистрации пользователей, есть возможность оставлять комментарий, прикреплять материалы, у модераторов есть технические возможности фиксировать количество просмотров материалов, уникальных посетителей и т.д. Разделы сети НПП соответствуют приоритетным направлениям научной работы института и актуальным направлениям деятельности региональных инновационных площадок. 

    Целью развертывания сети НПП является взаимовыгодное объединение научно-методических ресурсов образовательных организаций, общественно-профессиональных объединений и сетевых методических объединений по учебным предметам или предметным областям с использованием телекоммуникационной сети интернет, обеспечивающее разработку и продвижение продуктов совместной инновационной деятельности, проведение профессионально-общественной экспертизы данных продуктов, а также возможность непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций.

Задачами сети НПП являются:

  • повышение эффективности реализуемых НПП за счет аккумулирования научно-методических ресурсов образовательных организаций, общественно-профессиональных объединений и сетевых методических объединений по учебным предметам или предметным областям и оперативности обмена информацией с использованием телекоммуникационной сети интернет: создание условий для межпроектного и сетевого взаимодействия, создание полноценных профессиональных сетевых сообществ педагогических работников;

  • разработка и продвижение продуктов совместной инновационной деятельности образовательных организаций, общественно-профессиональных объединений и сетевых методических объединений по учебным предметам или предметным областям на региональном, федеральном и международном уровнях: увеличение количества и повышение качества совместно подготовленных инновационных продуктов, усиление прикладной составляющей научных исследований.

  • обеспечение непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций, общественно-профессиональных объединений и сетевых методических объединений по учебным предметам или предметным областям - участников сети НПП;

  • профессионально-общественная поддержка и экспертиза педагогических инициатив;

  • повышение имиджа образовательных организаций, общественно-профессиональных объединений и сетевых методических объединений по учебным предметам или предметным областям - участников сети НПП;

  • расширение сети НПП за счет привлечения новых участников.
К принципам функционирования сети НПП относятся:
  • принцип соблюдения законодательства, этических норм и правил взаимодействия в сети;
  • принцип легитимности, установленных в сети норм;

  • принцип добровольности;

  • принцип ориентации на сотрудничество;

  • принцип соблюдения информационной безопасности;

  • принцип позитивной конкуренции;

  • принцип взаимоподдержки (передача опыта и консультирование, обмен издаваемыми методическими материалами, результатами инновационной деятельности).

Также следует обратить на ряд систематических проблем, решение которых находится в перспективе ближайшего развития сети НПП.

При всем богатстве форм организации проектной деятельности, опыта и полученных посредством научно-прикладных знаний, можно сказать, что НПП это еще некая нереализованная в полной мере потенция.

Не всегда деятельность в рамках научно-прикладного проекта соответствует эталонам научно-прикладного исследования.

Не всегда участники НПП имеют достаточное количество времени, чтобы качественно и осмысленно выполнить все работы, пройти все этапы исследования, которые отражены в календарно-тематическом плане.

Имеют место быть и так называемые «ошибки планирования» когда мы, находясь на начальной стадии планирования, допускаем чрезмерный оптимизм в отношении собственных возможностей, временных  ресурсов и т.д. В результате чего, представляемые по завершению проекта результаты, намного «скромнее» запланированных.

Как нам кажется, отдельного внимания заслуживает вопрос о достаточности основания предлагаемых в рамках научно-прикладных проектов решений тех или иных образовательных проблем. А также организация и проведение экспериментальных исследований на базе образовательных организаций.

С целью оптимизации сети НПП осенью 2021 года нами было создано профессиональное сетевое сообщество с аналогичным названием «Сеть научно-прикладных проектов» в социальной сети «В Контакте» (https://vk.com/netnpp).

Приглашаем всех заинтересованных принять участие в совместных научно-прикладных исследованиях, ждем конструктивных пожеланий, обоснованной критики, предложений по совместной деятельности. Изъявившие желание стать участниками научно-прикладных проектов, могут обращаться по телефону 8-908-08-94-771 или писать на почту don1785@mail.ru.

Расписание веб-семинаров и интернет-конференций
Линия консультаций по техническим вопросам
Skype-консультации по внедрению ИКТ
Методика работы с социальными сервисами