Инновационное мышление самопроизвольно не формируется и не является общепризнанным, как другие способы мышления. Выделяют базис такого мышления: системность, логичность, диалектичность, воображение. Каждый из этих компонентов
должен тесно основываться на творческом потенциале мышления как способности человека к созданию инновации.
Для развития инновационного мышления необходимо использовать задачи открытого типа. Учебные задания, моделирующие ситуации, являющиеся неразрешимыми (в субъективном смысле относительно ученика), значительно приближены к открытым задачам. Такие задачи предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации, при выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применяя интуицию, воображение и фантазию.