Сергеева Светлана Сергеевна,
директор МАОУ "Лицей № 142 г. Челябинска"
Проектирование как ведущая образовательная технология
В рамках Концепции развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» в Челябинской области с 2016 года МАОУ "Лицей № 142 г. Челябинска" является муниципальной опорной площадкой по реализации Концепции образовательного проекта «ТЕМП: масштаб - город Челябинск».
Основные направления образовательной деятельности: развитие информационно-коммуникационных технологий, исследовательской и проектной деятельности, образовательной робототехники.
В настоящее время мы реализуем инновационный проект «Проектирование - основа образовательной деятельности научно-технической школы».
Проект предполагает разработку системы управления проектной деятельностью обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности и реализацию дополнительных общеразвивающих программ
Итогом реализации проекта станет новое качество образовательных результатов.
МОДЕЛЬ инновационного проекта включает три блока:
целевой (цели и задачи), организационно-содержательный (Бюро управления проектами, нормативно-правовое обеспечение, проектная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты), результативно-оценочный (система мониторинга, критерии и параметры оценивания, анализ результатов).
Цель: создание системы проектной деятельности, позволяющей формировать ключевые компетенции ученика
Задачи:
1) разработать и реализовать схему управления проектной деятельностью обучающихся;
2) обеспечить формирование универсальных учебных действий через научно-исследовательскую и проектную деятельность;
3) определить методы, формы и средства оценивания проектной деятельности;
4) разработать программу мониторинга оценки сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов при выполнении проектов;
5) создать условия для достижения конкурентного уровня качества естественно-математического и технологического образования, популяризации рабочих и инженерных профессий
Все проекты по временным затратам мы разделили на 4 вида: мини-проекты (урочная деятельность) - освоение предметной области, краткосрочные проекты (урок + дом.задание) - межпредметные связи, среднесрочные проекты (промежуточная аттестация) - прикладные проекты, долгосрочные проекты (конкурсы, мероприятия) - научно-исследовательские проекты.
Руководство осуществляет Бюро управления проектной деятельностью: - постоянный состав: руководитель проектной деятельностью (тьютор), руководитель НОУ, член управляющего совета (из числа родителей), учащийся;
- меняющийся: группа педагогов - руководители долгосрочных проектов, группа учащихся, выполняющих долгосрочные проекты.
В сентябре текущего учебного года всеми обучающимися лицея составляются индивидуальные образовательные маршруты, которые являются основой для планирования проектной деятельности каждого ученика в течении учебного года.
Затем Бюро управления проектами оставляет годовой регламент работы, в котором предусмотрены:
· установочные совещания с руководителями проектов;
· составление общего банка среднесрочных и долгосрочных проектов на учебный год;
· составление технических заданий;
· контроль выполнения технических заданий и реализации проектов;
· организация летней школы по подготовке научно-исследовательских проектов и др.
В конце учебного года проводится декада представления проектов, в рамках которой проводятся презентации долгосрочных проектов. На мероприятия приглашаются учащиеся лицея, родители, учащиеся и педагоги других образовательных организаций.
При планировании среднесрочных и долгосрочных проектов мы нацеливаем педагогов и учащихся на практическую значимость данных проектов.
Например, в рамках среднесрочных проектов к промежуточной аттестации по технологии учащиеся:
- участники хореографического коллектива сами отшивают костюмы для танцев;
- отшивают костюмы для спортивных мероприятий, спецодежду для уроков технологии, костюмы для школьного театра;
- изготавливают полезные модели, используемые затем на уроках физики и технологии и др.
Обязательным является ведение мониторинга выполнения проектных работ, который включает в себя: объекты мониторинга, показатели, методы оценки, ответственных, сроки.
Объекты мониторинга - виды проектов по временным рамкам, удовлетворенность родителей проектной деятельностью, формирование УУД, достижение результатов (предметных, метапредметных, личностных)
Показатели (на примере долгосрочных проектов): количество выполненных проектов по мероприятиям, количество проектов по направлениям внеурочной деятельности и дополнительного образования, количество проектов, для выполнения которых были необходимы опережающие знания других предметов, доля проектов из общего числа, занявших призовые места (по уровням и по мероприятиям), доля проектов, которые имеют практическую направленность для лицея (используются в образовательной деятельности или в создании инфраструктуры), доля педагогов, являющихся руководителями долгосрочных проектов
Методы оценки: мониторинговые исследования, оценочные листы анкетирование, анализ уроков, курсов и т.д., промежуточная аттестация.
За два учебных года количество среднесрочных проектов возрасло с 297 до 342; долгосрочных проектов: с 23 до 55.
Уровень сформированности заданных метапредметных результатов за два года заметно повысился: низкий: с 23 до 0% учащихся; средний: с 63 до 67%; высокий: с 14 до 33%.
В настоящее время ученики 10 класса работают над созданием автоматизированной программы занесения всех мониторинговых исследований по проектной деятельности.