Педагоги нашей школы-интерната №15 ОАО "РЖД" давно озаботились вопросом как научить каждого ребенка и как разглядеть детей одарённых, как помочь им реализоваться.
Каждый человек обладает определенными способностями, выраженными явно или "скрытыми" , а возможно просто невыявленными. В нашем железнодорожном интернате учатся обычные дети железнодорожников, место проживания и график работы которых не позволяет им водить детей в кружки, клубы, секции.
Все воспитанники интерната имеют возможность в рамках внеурочной деятельности заниматься в кружках ИЗО, музыки, хореографии, шахматном, общей физической подготовки, робототехники с 4 класса, предметных кружках. Уже около 10 лет действует у нас и "Научное общество учащихся". Есть театральные кружки, художественного слова... Подобные занятия способствуют развитию речи, мышления, памяти, и, что очень важно, повышению самооценки, раскрепощению детей. А раскрепощенный, уверенный в себе ученик готов к активной работе, его уже не так сильно пугают возможные ошибки, которые он может допустить, его больше интересует процесс познания, развития.
На мой взгляд, деятельность учителя и психологический микроклимат в классе во время урока и во внеурочной деятельности, как раз и должны поощрять детей на смелые действия при решении любых задач. За неудачи - не ругать, разрешать писать карандашом, чтобы можно было легко убрать неверные записи, или, что ещё лучше, использовать индивидуальные маркерные доски. Наряду с традиционными заданиями, которые редко вызывают у школьников интерес предлагать необычные, как НАГРАДУ за труд, как ЛАКОМСТВО для ума, создавая при этом нужный эмоциональный фон. Исследовательская работа, использование ИКТ, дифференциация обучения - все на службе у педагога.
Вероятнее всего, что подобные приёмы позволят заинтересовать детей в учебной деятельности, а значит они захотят поразмыслить над нестандартным заданием, заглянуть в словарь, энциклопедию, в интернет, захотят знать больше, шире.