Номинация: методические материалы по организации выявления и сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.
Название работы: «Формирование ключевых компетенций у детей с ОВЗ
на занятиях старинным видом рукоделия – Вязание»
Учебное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени В.М. Комарова», г. Снежинск.
Электронный адрес: E-mail [URL=mailto:dt@snzadm.ru]dt@snzadm.ru[/URL] Дворец творчества
Сведения об авторах
Коробейникова Людмила Константиновна
Образование: среднее
Педагогический стаж: 16 лет
Должность: педагог дополнительного образования
Квалификационная категория: первая
Дерибезова Людмила Михайловна
Образование: высшее
Педагогический стаж: 34 лет
Должность: методист Дворца творчества.
Квалификационная категория: высшая.
Аннотация
На современном этапе основная цель обучения детей с ОВЗ –подготовить обучающегося к жизни так, чтобы он смог реализовать все свои возможности. Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Вязание» создает условия для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся разного возраста. Для детей с ОВЗ очень важно выделить формирование следующих компетенций: общекультурную, социально - трудовую, коммуникативную, личностного самоопределения.
Использование компетентностного подхода при обучении детей с особенностями развития означает постепенный переход от репродукции знаний и навыков к конструированию содержания образования. Обучение ведётся по принципу от простого к сложному, от целого к деталям и от деталей к целому. Для формирования ключевых компетентностей обучающихся используется технология разработки и применения компетентностно-ориентированных заданий на учебных занятиях.
Обладая данными компетенциями, учащиеся с ОВЗ смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.
Ожидаемые результаты для обучающихся:
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
– определять и высказывать самые простые общие для всех правила поведения;
– при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
– чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
– понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
– воспитывать доброжелательность, доверие и внимательность к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
Метапредметные результаты:
– планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок;
– готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки;
– уметь ориентироваться и с помощью педагога находить необходимую информацию по прикладному творчеству в словарях, справочниках, книгах по творчеству, в электронных информационных ресурсах;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Предметные результаты:
– соблюдать правила техники безопасности и поведения на занятиях при работе с колющими и режущими инструментами (крючки, спицы, иглы ножницы, утюг);
– сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работы;
– знать способы вязания мелких деталей (сувениров и украшений к одежде);
– уметь зарисовывать схемы узоров; читать схемы узоров; вывязывать узоры по схеме;
– подбирать пряжу по структуре;
– осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ходом и результатами.
Достижения обучающихся
Обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях различного уровня:
– Городской выставке «Творчество юных» – грамоты I, II, III степени (г. Снежинск, 2013, 2014, 2015, 2016 гг.);
– Областной выставке декоративно-прикладного творчества «Человек хорошо делает то, что любит» (Челябинск 2014 г.);
– Областной выставке «Души высокие порывы» (Челябинск 2015 г.);
– Областной выставке «Твори, выдумывай, пробуй!» (Челябинск 2016 г.);
– Выставка творческих работ детей с ОВЗ «Волшебство звука» на фоне конкурсных прослушиваний Всероссийского детского фестиваля-конкурса при поддержке Международного благотворительного фонда В. Спивакова, 2017 г.;
– Городская выставка народного творчества «Радуга ремёсел» /Жен. Совет/, 2013-2017 г.;
– Областная выставка декоративно-прикладного творчества «Ласковая, щедрая осенняя пора» (Челябинск 2017 г.);
– Областной фестиваля творчества инвалидов «Смотри на меня как на равного» (г. Челябинск, 2013-2017 гг.).