В 2017 году в Челябинской области стартовал научно-прикладной проект поддержки школ с низкими результатами общего образования и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях. Проект был разработан в рамках одного из направлений Государственной программы Челябинской области: «Развитие образования в Челябинской области на 2014-2019 годы».
Весной 2018 года мы получили извещение о том, что нам предстоит принять участие в данном проекте в качестве аутсайдеров.
Какова же была наша реакция? Разберем ситуацию: «Украли кошелек».
I реакция – они плохие, а я хороший.
II реакция – они плохие и я плохой.
III реакция – они хорошие, а я плохой.
IV реакция – они хорошие и я хороший.
На начальном этапе реакция однозначно была первой: кто посмел отнести нашу школу к данной категории, как на это отреагируют родители, как это отразится на имидже школы.
А ведь мы хорошие.
Небольшая сельская школа, в которой обучается 106 детей. Среди них нет детей, относящихся к «группе риска», состоящих на учете в ПДН, нет курящих. В 2013, 2014, 2015 годах наши дети были победителями конкурса «Ученик года» на муниципальном уровне, один из них вошел в 10-ку лучших на региональном уровне.
Дети активно посещают ДЮСШ – баскетбол, бокс, кружки «Нагайбакский язык», «Зеленый мир».
На территории поселка имеется школа искусств, где функционируют хореографическое, народное, художественное отделения, игра на фортепиано. Школу искусств посещают 88 человек.
В нашей школе работают 20 педагогов, 10 из них имеют первую и высшую категорию. Средний возраст 43 года.
Замечательные отношения выстроены с родителями. За 11 лет работы пришлось отвечать на одну анонимную жалобу.
Предметно-содержательный анализ результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ (2017) позволил поменять реакцию I на IV. Хороша школа № 5 г. Магнитогорска, которая оказывает адресную поддержку и мы хороши, так как готовы к сотрудничеству. Говоря о содержании адресной программы поддержки следует отметить, что она направлена на формирование тактики и стратегии управления образовательной организацией и формирование мотивации к достижению качественных результатов. В рамках проекта мы познакомились с механизмом разработки индивидуальных образовательных маршрутов, системой сопровождения выпускников в период подготовки к ГИА. Интересен опыт проведения собеседования при директоре, куда приглашаются родители, ребенок, классный руководитель и по обоснованию выборов экзаменов и планированию подготовки к ним.
Взят на вооружение опыт сопровождения обучающихся со стороны классного руководителя, в начале учебного года 10-ки заполняют анкету:
Почему я пришел в 10 класс
Принудительно или добровольно
Каковы результаты ЕГЭ
Какие пробелы имею
Как я оцениваю свою работу в 9 классе
Какие планы на 10 класс
Что я буду делать для осуществления планов
Это позволяет выявить мотивацию. Аналогичную анкету дети заполняют в 11 классе. Сравнивая, классный руководитель делает выводы. Очень продуктивно прошел практический семинар «ФГОС – сущность изменений. Системно-деятельностный подход».
Учителя русского языка и литературы, математики, начальных классов на открытых уроках продемонстрировали как не путем объяснения и рассказа учителя, а через собственное мышление и исследовательскую деятельность дети приходят к разрешению противоречий, выводам.
Директором школы – лидера была представлена «Модель эффективной современной школы». Эффективной для государства, учителя, родителя, ребенка.
Надеемся, что сотрудничество со школой-лидером позволит нам улучшить свои позиции, что особенно ценно.