Потапова Нонна Владимировна, Загвоздина Ольга Александровна
«Твори, выдумывай, пробуй»)
Цель: расширение экологического кругозора дошкольников через поисково-исследовательскую и проектную деятельность
Образовательные задачи:
- формировать первичные представления о природном многообразии планеты Земля;
- конкретизировать знания детей о грибах, обитателях водоемов, о способах очистки воды и о раздельном сборе бытового мусора
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному способу действий в процессе знакомства с объектами природы;
- учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей экологическую культуру и бережное отношение к природе
Методы: беседа, игра, эксперимент, моделирование, рассматривание картин.
Приемы: сюрпризные моменты, постановка познавательных задач, создание проблемных ситуаций, вопросы-задания, сравнения, обследовательские и трудовые действия, загадки.
Оборудование: спортивное (кегли, обручи, ворота для подлезания, канат, резиновые мячи, массажная дорожка, малые формы на игровых площадках)
музыкальное (проигрыватель, аудиозаписи)
театральное (костюм кикиморы, инопланетянина)
яблоки, ведра, корзина, коробка с подарками для участников
Оборудование для экспериментальной деятельности: емкости для фильтра, воронки, вата, бинт, бумажные салфетки, активированный уголь, загрязненная вода
Материалы для художественного творчества: бумага, клей, канцелярские кнопки, ножницы, палочки
Демонстрационный материал: набор иллюстраций, фотографий с изображением объектов природы
Раздаточный материал: модели экосистем (озеро, болото, лес), набор карточек с изображением грибов (съедобные-несъедобные), обитателей водоемов, схема последовательного появления лягушки и рыбы, набор бытовых отходов, перчатки для сбора мусора.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход непрерывной образовательной деятельности | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Оборудование, материалы, персонажи |
Организационный этап (мотивация) | ||
Педагог рассказывает детям о том, что каждый год 22 мая отмечается Международный день биологического разнообразия. К сожалению, это разнообразие стремительно сокращается. Поэтому, этот день является для всех людей напоминанием о необходимости охраны редких и вымирающих видов животных и растений, а также о том, что к природе нужно относиться бережно. Каждый должен задуматься о том, какой вред человечество наносит природе и окружающей среде, и сделать все возможное, чтобы сохранить и защитить все живое разнообразие на Земле. Педагог обращается к детям с вопросом: - Ребята, а вы знаете, что такое биологическое разнообразие? - Как мы можем помочь природе? |
Дети отвечают педагогу на вопросы
| Аудиозапись «Шум леса», «Пение птиц» |
Педагог обращает внимание детей на фотографии, иллюстрации с изображением разнообразия природы | Дети рассматривают предложенные иллюстрации, фотографии природы
| Кикимора Коробка с набором иллюстраций и фотографий с изображением объектов природы |
Во время диалога раздается рев двигателей, который постепенно затихает. Голос с тревогой объявляет экстренное сообщение о том, что на планету Земля совершена посадка инопланетных жителей с целью захвата всего живого на Земле. Объявляется экологическая тревога. Голос прерывается эфирным шумом, треском, затем пауза… Звучит инопланетный голос, который говорит о том, что они прибыли на планету Земля для того, что забрать все живое на земле или отдать им научный материал для изучения, это фотографии животных, растений, насекомых, рыб |
| Аудиозапись «Рев мотора», «Голос диктора, инопланетянина» |
Педагог обращается к детям с вопросом: - Ребята, что же мы будем делать? - Как поступим в этой ситуации? | Дети отвечают на вопросы, предлагают разные варианты решения проблемы |
|
Во время беседы с детьми появляется Кикимора и сообщает о том, что она уже не молода и ей хотелось бы побывать на других планетах, посмотреть мир, уговаривает детей отправить животных на другую планету. Вдруг она видит коробку с картинками и решает забрать ее, потому что она ей понравилась. Забирает коробку, обманывает всех и убегает. Педагог обращается к детям с вопросом: - Что же делать? |
Дети отвечают на вопрос | Кикимора Коробка с набором иллюстраций и фотографий с изображением объектов природы |
Вдруг раздается телефонный звонок. Говорит кикимора. Предлагает обменять иллюстрации на молодильные яблочки. Педагог обращается к ребятам, согласны ли они добыть для Кикиморы яблочки |
Дети рассуждают и соглашаются на поиск молодильных яблок | Аудиозапись телефонного звонка |
Педагог предлагает детям на каждом этапе преодолеть препятствия и выполнить сложные задания, для того, чтобы добыть молодильные яблочки. Детям раздаются маршрутные листы, ведерки для сбора спрятанных яблок |
Дети расходятся согласно маршрутным листам | Маршрутный лист, ведерки для яблок
|
После преодоления препятствий и выполнения заданий на всех этапах дети получают яблоки |
|
|
Основной этап | ||
«Береги природу» Преодоление препятствий
|
Дети преодолевают препятствия
|
Мячи, кольцеброс, воротца для подлезания, малые формы |
Педагог обращается к детям с вопросом: - Ребята, а какие правила поведения в природе вы знаете? Рассказ педагога о правилах поведения в природе и одно из них - это не бросать мусор Беседа с детьми о сохранении природы. Сообщает детям о том, что на участке побывали хулиганы и намусорили. | Дети отвечают на вопросы
|
|
Просит ребят помочь убрать мусор и рассортировать его по контейнерам.
После того, как дети убрали мусор, педагог задает вопросы: - Как вы думаете, ребята, почему необходимо сортировать мусор? - Можно ли сжигать мусор? - Можно ли закапывать стекло, железные банки, пластмассу, пакеты? Получают молодильное яблоко, переходят на следующий этап | Дети собирают и сортируют мусор по ведрам (пищевые, бумажные, пластиковые отходы)
Дети отвечают на вопросы
| Ведра для сбора мусора (3 шт.) набор бытовых отходов, перчатки для каждого ребенка |
«Ветер-ветерок» Преодоление препятствий
| Дети преодолевают препятствия | Канат, дорожка змейкой, ворота для подлезания, малые формы |
Педагог предлагает отгадать загадку: Он на улице живет, листья осенью метет, А зимой снежинки. Иногда весной – дождинки. Летом, если он подует – с головы панамку сдует (Ветер) | Дети отгадывают загадку
|
|
Педагог обращается к детям с вопросами: - Можно ли увидеть ветер? - Какой бывает ветер? - Как можно узнать, дует ли на улице ветер? - Что умеет делать ветер? - А еще ветер умеет крутить «ветрячок». Хотите увидеть? | Дети отвечают на вопросы
|
|
Изготовление «ветрячка» из бумаги | Дети мастерят «ветрячки» | Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, канцелярские кнопки, палочки |
Получают молодильное яблоко, переходят на следующий этап |
|
|
«Водные просторы» Преодоление препятствий
| Дети преодолевают препятствия | Дорожка змейкой, ворота для подлезания, малые формы |
Педагог предлагает отгадать загадки: Берег левый - берег правый, По воде есть переправа, Что же это за вода, И течет она куда? - Быстротечна, глубока Вдаль бежит-течет... (Река) Что же это за местечко - Есть вода, но нет там речки? Кочки мхом давно покрылись И в трясине притаились! Рисковать кому охота? Лучше обойти... (Болото) Пузырьками из воды Газ выходит с глубины! Круглое и голубое, До краев полно водою, Над водою камыши, Что такое? Подскажи! - Это... (Озеро) Кто в гости реки созывает И воды все в себя впускает? - Бунтуя в голубом просторе, Волною бьет о берег... (Море) Омывает шар земной Он соленою водой, Кто морей всех капитан? Необъятный... (Океан) | Дети отгадывают загадки |
|
Педагог предлагает рассмотреть модели водоемов (озеро, болото) и расселить обитателей, проверить правильность выполнения задания | Дети работают с моделями водоемов | Модели экосистем водоемов, набор картинок с изображением обитателей водоемов |
Педагог предлагает составить схему последовательного появления лягушки и рыбы. Рассказ педагога о происхождении лягушки и рыбы | Дети составляют схему | Схема последовательного появления лягушки, рыбы |
Получают молодильное яблоко, переходят на следующий этап |
|
|
«Живая вода» Преодоление препятствий
| Дети преодолевают препятствия | Тоннель, массажная дорожка, ступеньки |
Педагог предлагает детям послушать стихотворение: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает В лес туманом заползает, На плите у вас кипит Паром чайника шипит. Без нее нам не прожить Без нее нам не умыться Не наесться, не напиться Смею вам я доложить, Без воды нам не прожить. |
|
|
Педагог обращается к детям с вопросом: - Какое значение имеет вода в жизни человека? | Дети отвечают на вопрос
|
|
Педагог обращает внимание детей на загрязненную воду в тазу и задает вопрос о том, как можно очистить воду
| Дети отвечают на вопрос, предлагают разные варианты очистки воды |
|
Педагог предлагает изготовить фильтр для очистки загрязненной воды Описание эксперимента: взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта с активированным углем, затем небольшие камешки. Камешки не пропустят крупные частицы грязи. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой. Вывод: активированный уголь обладает хорошими свойствами, с его помощью можно не только очистить воду от загрязнения, но и удалить различные примеси, соли, хлор и неприятный запах | Дети изготавливают фильтр | Емкости для фильтра, воронки, вата, бинт, бумажные салфетки, активированный уголь, загрязненная вода |
Получают молодильное яблоко, переходят на следующий этап |
|
|
«Грибное местечко» Преодоление препятствий
| Дети преодолевают препятствия | Оборудование спортивного участка |
Педагог обращается к детям с вопросами: - Какие блюда можно приготовить из грибов? - Может ли мухомор приносить пользу людям или животным? | Дети отвечают на вопросы
|
|
Педагог предлагает отгадать загадки, найти грибы на участке и классифицировать их на «съедобные-несъедобные»: Разместился под сосной, этот гриб, как царь лесной. Рад найти его грибник. Это – белый… (Боровик) На пеньке сидят братишки, все веснушках, как мальчишки. Эти дружные ребята называются…(Опята) Этот миленький грибок выбрал тихий уголок. Ножичком его ты срежь-ка, ведь съедобна…(Сыроежка) Если их найдут в лесу, сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички называются …(Лисички) В шляпке беленькой на ножке, рос грибочек у дорожки. А теперь в корзинке пусть полежит съедобный…(Груздь) Проверить правильность выполнения задания | Дети отгадывают загадки, проверяют правильность выполнения задания
| Изображения грибов |
Получают молодильное яблоко, переходят на следующий этап |
|
|
Заключительный этап | ||
После прохождения всех этапов участники марафона возвращаются на исходную позицию уже с молодильными яблочками для Кикиморы. В это время появляется Кикимора с коробкой, в которой фотографии и картинки. Ведет диалог с детьми. Пытается забрать яблоки, не обменивая на картинки, но передумав, возвращает коробку. Педагог отдает ей яблочки. Кикимора уходит. | Дети высыпают яблоки в корзину |
|
Снова звучит рев двигателей НЛО. Под необычные инопланетные звуки выходит инопланетянин и объявляет о выполнении условий, забирает «научный материал», прощается. Под веселую музыку снова появляется Кикимора с большой коробкой подарков для участников. |
| Инопланетянин, аудиозаписи «Рев мотора», веселая музыка Коробка с подарками |
Кикимора сообщает о том, что она помолодела, съев молодильные яблочки, и хотела бы поблагодарить ребят. Станцевать с ними веселый танец и подарить подарки. После этого Кикимора прощается с детьми и уходит | Дети танцуют вместе с Кикиморой, принимают подарки |
|
Рефлексия |
|
|