Уважаемые коллеги!
На первом этапе адаптации дополнительных образовательных программ, педагоги, участвующие в данном научно-прикладном проекте, задают вопрос: На что могут быть направлены программы, учитывая особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
Учитывая опыт образовательных организаций, программы могут быть ориентированы:
- на трудовую и профессиональную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный вариант программ реализуется в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах. Такие программы, например, помогут ребенку с ОВЗ, учитывая его возможности и особенности освоить разные профессии (столяр, слесарь, портной, швея, мастер по ремонту обуви, художник росписи по дереву и т.д.);
- на социальную реабилитацию через включение ребенка в различные виды творческой деятельности. Этот вариант программ реализуется в школах, в том числе коррекционных; образовательных организациях дополнительного образования. Содержание таких программ предполагает развитие творческого потенциала ребенка и его социальную адаптацию в коллективе. При этом возможность развить в себе определенные способности и проявить себя в каком-либо виде творчества позволяет скорректировать самооценку ребенка, раскрыть спектр его возможностей, отодвигая на второй план имеющиеся ограничения;
- на коррекцию личностных качеств ребенка. Такие программы реализуются для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые не посещают общеобразовательные организации. Содержание таких программ ориентировано на работу с детьми педагогов дополнительного образования, психолога, педагога-дефектолога, логопеда.
Отметим, что деление программ на три группы условно, так как многие дополнительные образовательные программы носят интегрированный характер. Например, освоение ребенком программы, связанной с каким-либо видом искусства, может стать основой для его будущей профессиональной деятельности. Также большинство программ, разрабатываемых для детей с ограниченными возможностями здоровья, обязательно включают коррекционную составляющую.
Таким образом, особенности обучающихся с ОВЗ оказывают значительное влияние на цели, задачи, принципы, содержание работы, а также организацию взаимодействия участников образовательной деятельности. Поскольку данная категория обучающихся имеет особые образовательные потребности, в этом процессе могут принимать участие специалисты (психологи, дефектологи, логопеды и др.). Именно их участие обеспечит наиболее комфортное пребывание детей, помогая на разных этапах педагогу дополнительного образования.
На первом этапе адаптации дополнительных образовательных программ, педагоги, участвующие в данном научно-прикладном проекте, задают вопрос: На что могут быть направлены программы, учитывая особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
Учитывая опыт образовательных организаций, программы могут быть ориентированы:
- на трудовую и профессиональную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный вариант программ реализуется в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах. Такие программы, например, помогут ребенку с ОВЗ, учитывая его возможности и особенности освоить разные профессии (столяр, слесарь, портной, швея, мастер по ремонту обуви, художник росписи по дереву и т.д.);
- на социальную реабилитацию через включение ребенка в различные виды творческой деятельности. Этот вариант программ реализуется в школах, в том числе коррекционных; образовательных организациях дополнительного образования. Содержание таких программ предполагает развитие творческого потенциала ребенка и его социальную адаптацию в коллективе. При этом возможность развить в себе определенные способности и проявить себя в каком-либо виде творчества позволяет скорректировать самооценку ребенка, раскрыть спектр его возможностей, отодвигая на второй план имеющиеся ограничения;
- на коррекцию личностных качеств ребенка. Такие программы реализуются для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые не посещают общеобразовательные организации. Содержание таких программ ориентировано на работу с детьми педагогов дополнительного образования, психолога, педагога-дефектолога, логопеда.
Отметим, что деление программ на три группы условно, так как многие дополнительные образовательные программы носят интегрированный характер. Например, освоение ребенком программы, связанной с каким-либо видом искусства, может стать основой для его будущей профессиональной деятельности. Также большинство программ, разрабатываемых для детей с ограниченными возможностями здоровья, обязательно включают коррекционную составляющую.
Таким образом, особенности обучающихся с ОВЗ оказывают значительное влияние на цели, задачи, принципы, содержание работы, а также организацию взаимодействия участников образовательной деятельности. Поскольку данная категория обучающихся имеет особые образовательные потребности, в этом процессе могут принимать участие специалисты (психологи, дефектологи, логопеды и др.). Именно их участие обеспечит наиболее комфортное пребывание детей, помогая на разных этапах педагогу дополнительного образования.