Кафедра педагогики и психологии ГБУ ДПО ЧИППКРО совместно с МОУ СОШ № 1 города Кыштыма Челябинской области реализует совместный научно-прикладной проект по теме «Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологические рабочие профессии» на основании договора № 161 от 24 декабря 2015 года.
Выбор темы научно-прикладного проекта обусловлен тем, что в настоящее время в Челябинской области приоритетное внимание отведено естественно-математическому и технологическому образованию. Последовательная политика в обеспечении его высокого качества является характерной особенностью многих промышленных регионов. Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к профессиональным знаниям и умениям работников. Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-квалификационный уровень работников многих российских предприятий заметно уступает требованиям рынка труда. Рынок труда Челябинской области не является исключением. Современное производство нашего региона также нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы. В рамках образовательного процесса достижение данных результатов во многом может быть связано с использованием технологии проектной деятельности. В этой связи необходимо выявить ресурсные возможности технологии проектной деятельности для достижения современного качества в области естественно-математического образования.
Цель проекта – создание в школе системы ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии.
Задачи: 1. Определить педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии. 2. Разработать и апробировать программа формирования мотивации учащихся к выбору инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий; 3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия успешной реализации программы формирования мотивации учащихся к выбору инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий. 4. Обобщить опыт разработки научно-прикладного проекта.
Более подробно с техническим заданием по данному проекту можно ознакомиться в прикрепленном файле ниже.
В связи с работой в нашей школе научно-прикладного проекта "Эффективные средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии" вновь стало актуальным преподавание предмета "Черчение". Школьный курс черчения имеет большое значение для общего и политехнического образования, приобщает школьников к элементам инженерно- технических знаний в области техники и технологии современного производства, содействует развитию технического мышления. Уверена, что среди учащихся найдутся и способные к конструкторскому мышлению.И благодаря результатам данного проекта смогут приобщиться к инженерным и высокотехнологическим рабочим профессиям. Шуякова Ольга Викторовна, учитель ИЗО и черчения МОУ СОШ №1 г.Кыштыма Челябинскойобласти
Здравствуйте, уважаемые коллеги. На пороге вступления во взрослую жизнь данная работа актуальна и востребована, хотя это все «хорошо забытое старое». На уроках технологии на это обращается особое внимание, так как, выбор профессионального пути – дело и сложное, и нужное. И чем раньше учащиеся приобретут знания о будущей профессии, тем меньше ошибок в своей жизни они совершат. Основной целью в данной работе дать представление о современном производстве, так как, многие считают рабочие профессии не перспективными и не интересными. Работа в проекте «Темп» позволяет более широко дать представление о инженерных и высокотехнологичных рабочих профессиях на предприятиях родного города. Чиркина Флюра Фатыховна учитель технологии классный руководитель 9в класса МОУ СОШ №1 г. Кыштыма
Здравствуйте, уважаемые коллеги! На мой взгляд, каждую образовательную организацию должна заинтересовать цель научно-прикладного проекта «Эффективные средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии», реализуемого нашей школой. В настоящее время наблюдается ситуация, когда рабочие специальности более востребованы, чем руководящие и всевозможные специальности офисных работников. Это объясняется тем, что рынок труда в нашей стране сегодня перенасыщен специальностями различных профессий, однако, рабочих рук просто не хватает. Наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы. Поэтому и возникает необходимость уделять больше внимания профориентации школьников на рабочие профессии. В нашей школе в рамках системы воспитательной работы наиболее эффективными методами работы с учащимися 5-8 классов становятся профориентационные игры, конкурсы, викторины, система тематических бесед, классных часов и встреч с представителями различных профессий, в том числе, с приглашением родителей обучающихся, а также обзорные экскурсии на производство, в учреждения и организации города. Для старшеклассников проводятся экскурсии на производства с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, что повышает интерес уч-ся к рабочим специальностям, используются технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеоролики, ресурсы Интернет для пропаганды рабочих специальностей. Я уверена, что ориентация школьников на рабочие профессии может быть вполне успешной, если она будет организована как система, если работа по профориентации будет проходить совместно с другими специалистами.
Бирюкова Ольга Кирилловна, учитель английского языка МОУ СОШ №1 г. Кыштыма, Челябинской области.
Уважаемые коллеги! 19.04.2017 состоялся вебинар МОУ СОШ №1 г. Кыштыма на тему: "Содействие педагогу в поиске эффективных средств ориентации на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии". Педагоги школы поделились свои опытом с образовательными организациями Челябинской области и территориями РФ. Спасибо большое за работу!
Когда на базе нашей школы начал реализовываться научно – прикладной проект по теме «Эффективные средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии», мы – классные руководители начальных классов, понимали актуальность данного вопроса, ведь в последнее время профессии инженер или рабочий у выпускников большой популярностью не пользовались. Именно поэтому на начальную школу возлагается большая ответственность за формирование у младших школьников добросовестного отношения к труду и расширению представлений в мире профессий. Профориентационную работу в своём классе я начала с того, что в рамках внеурочной деятельности совместно с детской библиотекой им. К. Чуковского реализуется программа «Мир профессий», где учащиеся узнают о самых разных профессиях и выдающихся людях, прославивших её. На классные часы приглашаются родители, которые рассказывают о своей профессии и объясняют, как готовить себя к выбранной профессии, на какие школьные предметы следует обращать внимание. Также родители помогают в организации экскурсий на предприятия города, где школьники знакомятся с трудовой деятельностью взрослых. Считаю, что данная форма работы способствует формированию у младших школьников ценностного отношения к труду и его результатам.
Добрый день, уважаемые коллеги! Совсем недавно наша школа стала региональной инновационной площадкой по реализации проекта "ТЕМП", но уже огромная работа проведена нашим коллективом в рамках этого проекта. В работу включились не только учителя-предметники, но и учителя начальных классов. Я считаю, что эта тема очень актуальна для развития экономики нашего региона и страны в целом. Считаю необходимым познакомить учащихся всех возрастов с инженерными рабочими профессиями. Дать представление об автоматизированных и компьютерных системах, информационных и цифровых технологиях, используемых на предприятиях. С появлением таких технологий увеличивается потребность в привлечении молодых высококвалифицированных специалистов на предприятия нашего города и области. И в этом плане школа является связующим звеном в выстраивании траектории подготовки высококвалифицированных кадров.
Рыженкова Светлана Александровна учитель математики МОУ СОШ № 1 г.Кыштыма классный руководитель 8 "В" класса
Мне понравилась экскурсия по заводу, потому что на заводе все максимально автоматизированно, и оборудование было настолько точное и аккуратное, что шанс брака значительно мал. На заводе работает очень отзывчивый персонал, выполняющий всю мелкую работу, которая делается вручную. Самое главное, что завод делает заказы для военной обороны, поэтому какая-либо съемка запрещена. У завода есть большие перспективы развития и данный завод является одним из самых значимых промышленных предприятий нашего города.
Вместе с классом мы посетили промышленное предприятие нашего города -"Радиозавод". На территории "Радиозавода" я была впервые. Сначала мы прошли паспортный контроль и оставили все свои вещи в специально отведенном месте. После этого мы вошли на территорию завода, она была огромной. Меня поразила его инфраструктура. По всей территории - множество клумб, на которых летом благоухают цветы, так же есть зоны отдыха для рабочих, где они в свободное от работы время могут пообщаться с коллегами . В пятом цехе нам рассказали об изготовлении деталей, показали оборудование и сам процесс работы на нём. Самой интересной оказалась работа на лазерном станке. После пятого цеха мы отправились в лакокрасочный цех, где полученные детали и изделия обрабатывают и окрашивают. Люди на "Радиозаводе" были очень дружелюбными, они показывали и рассказывали о своей работе с большим интересом.
Это была очень интересная и познавательная экскурсия. Мы узнали много нового об этом предприятии и продукции, которое оно выпускает.
Ученица 9"Б" класса МОУ СОШ №1 города Кыштыма Орешкова Дарья.
Мне понравилась экскурсия на АО «Радиозавод», где мы были в 5 и 7 цехах. На заводе действует очень строгая трудовая дисциплина и режим, так как он специализируется на военном машиностроении и создании станков, что является наукоемкой и трудоемкой деятельностью. Нам показали и рассказали о том, как обрабатывают металлы на фрезеровочных станках, как работают столяры и как осуществляется проверка изготовленной детали в ОТК по установленным требованиям. Больше всего на производстве используется алюминий, после которого остаются тонны стружки. Интересно было разглядывать необычные инструменты разных калибров и размеров. На заводе имеются очень дорогие сверла, сделанные на заказ в единичных экземплярах. Также имеются современные огромные станочные оборудования для изготовления больших деталей. Здесь детали омываются специальной охлаждающей жидкостью – СОЖ, улучшающей их качество. Самым необычным был лазерный станок, вырезающий детали из листа металла, который действительно облегчает работу многим рабочим завода. Но высококвалифицированные рабочие всегда востребованы и незаменимы на любом заводе.
В другом цехе работали женщины, изготавливающие провода и сердечники для различных аппаратов. Также мы проходили в лакокрасочный отдел, где производилось окрашивание приборов.
Во время экскурсии мы узнали много нового и интересного. А в качестве подарка для нас стала алюминиевая стружка. Мы были бесконечно рады этому подарку!
Ученица 9"Б" класса МОУ СОШ №1 города Кыштыма Кротова Ольга
Мы всем классом ходили на АО «Радиозавод». Этот завод специализируется на военном машиностроении и создании станков. Экскурсия проводилась в пятом и седьмом цехах. Мы узнали много нового о заводе и людях, которые там работают. Нам показали старые и современные станки, различные приборы. Мы увидели процесс изготовления и обработки деталей. Ещё нам показывали обработку металла на станках и как проверяются готовые детали. Меня заинтересовала лазерная обработка деталей. Было очень интересно наблюдать, как вырезают детали с помощью лазера. Также мы ходили в лакокрасочный цех. Там мы увидели, как красят готовые детали.
Мне очень понравилась экскурсия по заводу. Я узнала, как происходит изготовление и обработка деталей и где эти детали используются. У меня появилось большое желание посетить другие заводы нашего города.