Все сайты ГБУ ДПО ЧИРО
Кафедры и отделы
Системы обучения
Проекты
Сеть научно-прикладных проектов

Совершенствование индивидуальной методической системы педагогов дополнительного образования, взаимодействующих с детьми, имеющими особые образовательные потребности

Поиск  Правила  Войти  
Страницы: 1 2 След.
Совершенствование индивидуальной методической системы педагогов дополнительного образования, взаимодействующих с детьми, имеющими особые образовательные потребности
 
Проект "Совершенствование индивидуальной методической системы педагогов дополнительного образования, взаимодействующих с детьми, имеющими особые образовательные потребности" реализуется кафедрой воспитания и дополнительного  образования совместно с МОУДОД «Чебаркульский районный Центр детского творчества», МБУ ДОД ЦДТ «Орбита» г. Челябинска, МБУ ДОД ЦВР «Юность» г.Челябинска, МКОУДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Коркино, МАОУ ДОД ДТДиМ г. Копейска.
Изменено: schritter - 11.08.2016 14:07:08
 
Уважаемые коллеги!

Кафедра воспитания и дополнительного образования совместно с МОУДОД «Чебаркульский районный Центр детского творчества», МБУ ДОД ЦДТ «Орбита» г. Челябинска, МБУ ДОД ЦВР «Юность» г. Челябинска, МКОУДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Коркино, МАОУ ДОД ДТДиМ г. Копейска реализует совместный научно-прикладной проект по теме «Совершенствование индивидуальной методической системы педагогов дополнительного образования, взаимодействующих с детьми, имеющими особые образовательные потребности». Сроки реализации: Май 2015 года – декабрь 2017 года 2016 года.
Актуальным направлением педагогической деятельности в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации и в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта на разных уровнях общего образования является организация работы с детьми, имеющих особые образовательные потребности (одаренные и мотивированные к обучению обучающиеся, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья).
В связи с этим актуальным становится совершенствование
индивидуальной методической системы педагогов дополнительного образования
взаимодействующих с детьми, имеющих особые образовательные потребности.

В ситуации реализации общенациональной системы выявления и развития молодых талантов одной из задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является создание организационно-управленческих условий, обеспечивающих эффективность деятельности образовательной организации в данном направлении. Одним из ведущих нормативно-правовых документов является «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов».
Данный научно-прикладной проект, также актуален в рамках реализации Концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области на период 2013-2015 гг.
Цель проекта: выявление ведущих организационно-управленческих и методических условий, позволяющих реализовывать комплексную программу совершенствования индивидуальной методической
системы педагогов дополнительного образования, взаимодействующих с детьми,
имеющими особые образовательные потребности
.
Задачи проекта:
1.        Изучить концептуальные положения развития и психолого-педагогической поддержки детей, имеющих особые образовательные потребности, научной и методической литературы по проблеме исследования.
2.        Проанализировать состояние развития организации дополнительного образования.
3.        Выявить организационно-управленческие и методические условия, обеспечивающие реализацию комплексной программы совершенствования
индивидуальной методической системы педагогов дополнительного образования,
взаимодействующих с детьми, имеющими особые образовательные потребности
.
4.        Разработать и реализовать комплексную программу совершенствования
индивидуальной методической системы педагогов дополнительного образования,
взаимодействующих с детьми, имеющими особые образовательные потребности
.Обобщить результаты реализации научно-прикладного проекта.
Этапы реализации научно-прикладного
проекта

1 этап – подготовительный (май - сентябрь 2015) – оформление заявки от образовательного учреждения на открытие научно прикладного проекта; сбор материалов об актуальном состоянии развития образовательной системы общеобразовательного учреждения, имеющихся условиях совершенствования
методической системы педагогов дополнительного образования, взаимодействующих с
детьми, имеющими особые образовательные потребности
;
2 этап – констатирующий (октябрь 2015 – декабрь 2015 г.):
- теоретический анализ проблемы взаимодействия педагогов дополнительного образования с детьми, имеющих особые
образовательные потребности в процессе реализации дополнительных
общеобразовательных программ
;
- изучение и анализ имеющегося опыта работы организации дополнительного образования в этом направлении;
- сбор материала для разработки содержания комплексной программы совершенствования индивидуальной методической
системы педагогов дополнительного образования, взаимодействующих с детьми,
имеющими особые образовательные потребности
;
- разработка программы.
3 этап – формирующий (январь 2016 – январь 2017 г.):
- проведение педагогического эксперимента;
- анализ и обобщение результатов исследования;
- уточнение выводов.
4 этап – транслирующий (февраль 2017 г. – декабрь 2017 г.)
- подготовка тьюторов из числа сотрудников организации по вопросам, разрабатываемым в рамках НПП;
- подготовка к печати материалов образовательного учреждения по заявленному проекту;
- распространение опыта через мероприятия повышения квалификации (модульные курсы, стажировки, круглые столы и т.д.)
Включение материалов научно-прикладного
проекта в реализуемые в Институте образовательные программы повышения
квалификации и переподготовки работников образования.

Содержание реализуемого проекта может быть включено в курсы повышения квалификации для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений обучающихся по программе «Современный менеджмент образования», для руководителей и специалистов городских методических объединений, муниципальных методических служб по программе «Управление методической работой в образовательном учреждении», педагогических работников Челябинской области по образовательной программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Технологии развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся и воспитанников», «Содержание и технологии дополнительного образования детей в условиях реализации современной модели образования», «Управление образовательными учреждениями дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов». Результаты проведенного исследования могут быть использованы при раскрытии содержания дисциплин программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании».
 
Уважаемые коллеги!
Рекомендую познакомиться с методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
Предлагаю принять участие в их обсуждении в контексте выстраивания индивидуальной методической системы педагогов дополнительного образования, взаимодействующих с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
С уважением, Алексей Вячеславович Кисляков

 
Profstandart_pdo_dopedu.pdf (2.37 МБ)Уважаемые коллеги!
С 1 января 2017 года образовательные организации должны реализовывать профессиональный  стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, который утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8 сентября 2015 г. № 613н.
С этой целью рекомендуется организовать обсуждение профессионального стандарта на уровне педагогического коллектива образовательной организации.
Основной акцент в рассматриваемой теме нашего научно-прикладного проекта делается на совершенствование индивидуальной методической системы педагогов дополнительного образования, взаимодействующих с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Внимательно посмотрим на содержание одной из обобщенных трудовых функций руководителя образовательной организации, а именно – «Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы» В ее составе выделяются следующие трудовые действия:
Планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом:
- задач и особенностей образовательной программы;
- образовательных запросов обучающихся (для детей – обучающихся и их родителей (законных представителей), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы
- фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в т. ч. одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – в
зависимости от контингента обучающихся
);
- особенностей группы обучающихся
- специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации);
- санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья обучающихся.
Профессиональный стандарт выступает как матрица, которая предполагает ценностные и компетентностные ориентиры для совершенствования профессионализма педагогов дополнительного образования при выстраивании своей индивидуальной методической системы.
С текстом профессионального стандарта можно познакомиться в приложении.
 
Уважаемые коллеги!
Если ваша дополнительная общеобразовательная программа разработана и реализуется с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, то предлагаем Вам сделать анализ ее содержания в соответствии с предложенными критериями.
Критерии

 1. Актуальность:
 - программа   ориентирована на решение наиболее значимых проблем реабилитации и социальной   адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов   средствами дополнительного образования;
 - в программе   учтены особенности психофизического развития детей с ограниченными   возможностями здоровья, детей-инвалидов, их индивидуальные возможности;
 - при   необходимости программа обеспечивает коррекцию нарушений развития в соответствии   с заключением ПМПК и индивидуальной программой реабилитации и с привлечением   специалиста в области коррекционной педагогике.

 2. Целостность, логичность:
 - четкость и   ясность формулировок целей и задач, отражение в них направленности программы   на реабилитацию и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями   здоровья, детей-инвалидов средствами дополнительного образования;
 -      взаимосвязь   целей и задач с содержанием образования, методами обучения, формами   организации и характером деятельности обучающихся, планируемыми результатами;
 -      преемственность   и согласованность программы с общеобразовательными программами общеобразовательной   организации.

 3. Методическое обеспечение программы:
 -      обоснование   применяемых методов, методик и технологий, используемых при реализации   программы;
 -      обоснование   использования в обучении сетевых форм обучения, дистанционных образовательных   технологий, электронного обучения.

 4. Материально-техническое обеспечение программы:
 -      описание специальных условий реализации программы для детей с   ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов (обеспечение доступа   детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в здание   образовательной организации; предоставление услуг ассистента (помощника),   оказывающего учащемуся необходимую помощь; обеспеченность специальными техническими   средствами обучения, специальными учебными пособиями и дидактическими материалами;   наличие учебного, лекционного материала в электронном виде);
 -      обоснование   необходимости создания специальных условий при реализации программы для детей   с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

 5. Результативность программы:
 -      описание   планируемых и достигнутых результатов детьми с ограниченными возможностями   здоровья, детьми-инвалидами,
 -      описание   критериев оценки планируемых результатов и диагностического инструментария.  

 6. Практическая значимость:
 -      технологичность   программы;
 -      доступность   использования программы в педагогической практике.
7. Соответствие структуры программы и ее оформления современным требованиям.
 
Уважаемые коллеги!
В рамках реализации Концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области на период до 2018 года, будет проводиться областной конкурс дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Основными задачами конкурса являются: изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; поддержка педагогов дополнительного образования, эффективно работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами; создание информационного банка дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Предлагаем вам принять участие в обсуждении проекта конкурса.
 
Уважаемые коллеги!
При знакомстве с содержанием Профессионального стандарта педагога дополнительного образования обращаю внимание на следующее. Раскрывая трудовую функцию «Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы» среди необходимых умений выделяют: использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся с учетом особенностей: состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в т. ч. одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), а также проводить мероприятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием.Среди необходимых знаний выделяют следующие: специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфику инклюзивного подхода в образовании (при их реализации).
В этой связи важной задачей становится формирование готовности педагога не только к адаптации своей программы дополнительного образования, но и расширения своей компетенции для работы с детьми разных категорий.
 
Положение о IVобластном конкурсе дополнительных общеобразовательных
программ
для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
I. Общие положения
1.    Настоящее положение определяет порядок организации и проведения в 2016 году областного конкурса дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов (далее - Конкурс), который проводится в рамках реализации Концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области на период до 2018 года.
2.    Целью Конкурса является выявление и популяризация программ реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов средствами дополнительного образования.
3.    Основные задачи Конкурса:
-     изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
-     поддержка педагогов дополнительного
образования, эффективно работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами;
-     создание информационного банка дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
II. Организаторы и участники Конкурса
1.    Организаторами конкурса являются Министерство образования и науки Челябинской области и ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».
2.    В Конкурсе принимают участие педагогические работники областных и муниципальных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
III. Организационный комитет Конкурса
3.    Подготовку и проведение Конкурса осуществляет организационный комитет (далее – оргкомитет). Состав оргкомитета утверждается организатором конкурса.
4.    Функции Оргкомитета:
-     регистрация участников Конкурса, сбор заявок и конкурсных материалов;
-     утверждение состава конкурсной комиссии и итогов Конкурса.
5.    Для оценки конкурсных материалов и выбора победителей создается конкурсная комиссия. Состав конкурсной комиссии утверждается организаторами Конкурса.
IV. Порядок проведения Конкурса
6.    Конкурс проводится  в следующие сроки:
-     прием конкурсных материалов и заявок с 14 сентября до 14 октября 2016 года;
-     экспертиза конкурсных материалов – с 17 октября по 07 ноября 2016 года;
-     объявление итогов Конкурса – до 15 ноября 2016 года.
7.    На Конкурс предоставляются дополнительные общеобразовательные программы различных направленностей, реализуемых для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Программы внеурочной деятельности и программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся на уровне всей образовательной организации, конкурсной комиссией рассматриваться не будут.
8.    Для участия в Конкурсе образовательными организациями в адрес оргкомитета (ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кафедра воспитания и дополнительного образования, г.Челябинск, ул. Худякова, д. 20, каб. 301) предоставляются следующие документы:
-     заявка на участие в Конкурсе (Приложение 1 к настоящему Положению). Заявка дополнительно
высылается в электронном виде по адресу: vidokaf@mail.ru. Каждой заявке присваивается регистрационный
номер;
-     дополнительная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, реализованная участником за последние два года и более (в печатном и электронном вариантах);
-     письменное согласие участника конкурса на обработку его персональных данных, оформленное в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
9.    При оформлении материалов, представляемых на Конкурс, можно обращаться к Методическим рекомендациям по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (МОиН РФ, ВК-641/09 от 29 марта 2016г.), а также к методическим рекомендациям, размещенными на электронном ресурсе ГБУ ДПО ЧИППКРО (http://ipk74.ru в разделе «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья» Виртуального методического кабинета).
10.     Материалы, присланные на конкурс, не возвращаются и могут быть использованы оргкомитетом и организатором конкурса в целях распространения опыта работы педагогов.
11.     Конкурсная комиссия осуществляет экспертизу материалов в соответствии с критериями оценки конкурсных материалов (см. в разделе VI настоящего положения).
12.     По результатам Конкурса конкурсная комиссия определяет победителя Конкурса, занявшего первое место, и призеров Конкурса, занявших второе и третье места, а также дипломантов Конкурса I, II, III степени по наибольшему количеству набранных баллов.
VI. Критерии оценивания конкурсных материалов
13.     Актуальность:
-     программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов средствами дополнительного образования;
-     в программе учтены особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, их индивидуальные возможности;
-     при необходимости программа обеспечивает коррекцию нарушений развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка и с привлечением специалиста в области коррекционной педагогики.
14.     Целостность, логичность:
-          четкость и ясность формулировок целей и задач, отражение в них направленности программы на реабилитацию и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов средствами дополнительного образования;
-          взаимосвязь целей и задач с содержанием образования, методами обучения, формами организации и характером деятельности обучающихся, планируемыми результатами;
-          преемственность и согласованность программы с общеобразовательными программами общеобразовательной организации.
15.     Методическое обеспечение программы:
-          обоснование применяемых методов, методик и технологий, используемых при реализации программы;
-          обоснование использования в обучении сетевых форм обучения, дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
16.     Материально-техническое обеспечение программы:
-          описание специальных условий реализации программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов (обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в здание образовательной организации; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащемуся необходимую помощь; обеспеченность специальными техническими средствами обучения, специальными учебными пособиями и дидактическими материалами; наличие учебного, лекционного материала в электронном виде);
-          обоснование необходимости создания специальных условий при реализации программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
17.     Результативность программы:
-          описание планируемых и достигнутых результатов детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами,
-          описание критериев оценки планируемых результатов и диагностического инструментария.  
18.     Практическая значимость:
-          технологичность программы;
-          доступность использования программы в педагогической практике.
19.     Соответствие структуры программы и ее оформления современным требованиям.
20.     Соблюдение авторских прав на использование в разработке текстовых и графических материалов, соблюдение правил цитирования заимствованного материала (в случае наличии плагиата, а именно: заимствования без указания ссылок, материал отклоняется конкурсной комиссией).
V. Подведение итогов Конкурса
21.     Победитель, призеры и дипломанты Конкурса награждаются дипломами участника Конкурса. Лучшие материалы по итогам Конкурса будут опубликованы в сборнике дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и представлены на электронных ресурсах ГБУ ДПО ЧИППКРО: сайт для родителей особых детей «Понимаем. Принимаем. Помогаем» (http://ovz.ipk74.ru), виртуальный методический кабинет (http://ipk74.ru в разделе «Образование детей с особыми образовательными потребностями»).
 
Уважаемые коллеги!
На первом этапе адаптации дополнительных образовательных программ, педагоги, участвующие в данном научно-прикладном проекте, задают вопрос: На что могут быть направлены программы, учитывая особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
Учитывая опыт образовательных организаций, программы могут быть ориентированы:
-       на трудовую и профессиональную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный вариант программ реализуется в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах. Такие программы, например, помогут ребенку с ОВЗ, учитывая его возможности и особенности освоить разные профессии (столяр, слесарь, портной, швея, мастер по ремонту обуви, художник росписи по дереву и т.д.);
-       на социальную реабилитацию через включение ребенка в различные виды творческой деятельности. Этот вариант программ реализуется в школах, в том числе коррекционных; образовательных организациях дополнительного образования. Содержание таких программ предполагает развитие творческого потенциала ребенка и его социальную адаптацию в коллективе. При этом возможность развить в себе определенные способности и проявить себя в каком-либо виде творчества позволяет скорректировать самооценку ребенка, раскрыть спектр его возможностей, отодвигая на второй план имеющиеся ограничения;
-       на коррекцию личностных качеств ребенка. Такие программы реализуются для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые не посещают общеобразовательные организации. Содержание таких программ ориентировано на работу с детьми педагогов дополнительного образования, психолога, педагога-дефектолога, логопеда.
Отметим, что деление программ на три группы условно, так как многие дополнительные образовательные программы носят интегрированный характер. Например, освоение ребенком программы, связанной с каким-либо видом искусства, может стать основой для его будущей профессиональной деятельности. Также большинство программ, разрабатываемых для детей с ограниченными возможностями здоровья, обязательно включают коррекционную составляющую.
Таким образом, особенности обучающихся с ОВЗ оказывают значительное влияние на цели, задачи, принципы, содержание работы, а также организацию взаимодействия участников образовательной деятельности. Поскольку данная категория обучающихся имеет особые образовательные потребности, в этом процессе могут принимать участие специалисты (психологи, дефектологи, логопеды и др.). Именно их участие обеспечит наиболее комфортное пребывание детей, помогая на разных этапах педагогу дополнительного образования.
 
1. Много ли педагогов реализует индивидуальную методическую систему? Как вы их выявляете?
2. Посоветуйте, с чего нужно начинать формирование индивидуальной методической системы?
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)
Расписание веб-семинаров и интернет-конференций
Линия консультаций по техническим вопросам
Skype-консультации по внедрению ИКТ
Методика работы с социальными сервисами