Все сайты ГБУ ДПО ЧИРО
Кафедры и отделы
Системы обучения
Проекты
Сеть научно-прикладных проектов

Формирование читательской грамотности средствами учебных предметов

Поиск  Правила  Войти  
Формирование читательской грамотности средствами учебных предметов
 
2020 г.
  1. Аннотация научно-прикладного проекта
  2. Информация о руководителях проекта
  3. Соглашение о сотрудничестве с МАОУ «Многопрофильный лицей № 148 г. Челябинска»
  4. Мероприятия
    4.1. Доклад Орешкиной А.Е.
    4.2. Доклад Гулеватой О.Н.
    4.3. Доклад Боровковой Е.Г.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Ответы
 

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Необходимо использовать возможности учебных предметов для формирования читательской грамотности.

 
 

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

 

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

 
 
Изменено: Наталья Цыбренок - 28.10.2021 17:05:29
 

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.

 
Важнейшие
проявления читательской грамотности младшего школьника – это

соотнесение цели чтения и содержания прочитанного; дифференциация главной и

второстепенной информации; соотнесение графической и вербальной информации;

интерпретация прочитанного текста (истолкование, размышление о прочитанном,

своеобразный диалог читателя с текстом/его автором); анализ языковых и структурных

особенностей текста; рефлексивный анализ изменений в своих взглядах (отношениях), которые произошли под влиянием текста; сравнение своей точки зрения с мнениями других.

Изменено: Тамара Степанова - 28.10.2021 18:42:54
 

Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.Учащиеся должны освоить приёмы поиска  нужной информации, овладеть алгоритмами   основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников  представляют собой:

1) личностные результаты - сформированность ценностного отношения к    чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
2) метапредметные результаты - умение эффективно использовать различные  источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
3) предметные результаты -  уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.

 
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.Задача  учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.
 
Формирование читательской грамотности остаётся актуальной. Возникает вопрос: как научить и получить результат?
Использую тексты блиц-контроля скорости чтения и понимания текста, литературные тесты, которые содержат задания трёх уровней сложности. На уроках, в том числе и литературного чтения, использую парную форму работы:
  • поиск верных и неверных утверждений
  • найти речевые ошибки и исправь их
  • совместное изучение и пересказ в паре
  • деление текста на смысловые части
  • восстановить порядок действий по картинкам
  • дать заголовок  каждой части
  • пересказ текста в паре
 

Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности учащегося начальной школы к обучению в основной школе.

Одно из основных умений метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Хочу отметить, что развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации.

1. Умения формируемые в рамках читательской грамотности:
-Осознанно читать и воспринимать на слух;
-Воспроизводить (устно и письменно) тексты разнообразных типов: информационного и научного характера, литературные тексты;
-Находить и  оценивать информацию из СМИ и Интернет ресурса, пользоваться источниками и ссылаться на них;
-Извлекать самостоятельно найденную  информацию из любых источников;
-Осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с текстом.
 

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство» Это: пробно-поисковые ситуации; беседы-дискуссии; сам задай вопрос; личный пример учителя; приём устного словесного рисования; словарно-стилистическая работа; элементы драматизации.

 
Цитата
burlevata@yandex.ru написал:
Мой способ повышения читательской активности учеников.  Так как дети очень мало читают, то в начале учебного года выдаю список дополнительной литературы по всем темам (журнальные статьи, книги). На дополнительных занятиях в индивидуальном порядке задаю вопросы по содержанию этой литературы для того, чтобы убедиться, действительно ли она прочитана, затем ставлю оценку, учитывая, сколько именно прочитано. Результат:  1. Углубляются знания по предмету  2. Повышается читательская активность.  Конечно, приходится использовать «материальный» стимул – хорошую оценку.
Ваш способ хорош, но у меня проблема повышения читательской активности не решена.  Список дополнительной литературы, вопросы по содержанию-это понятно, но,  интерес современных учащихся оценками не удержишь. Что дети знают по поводу этого задания? Дополнительная литература обязательна к прочтению? Если нет желания, нет интереса, к сожалению, много всего более интересного в современном мире, как тогда быть?  
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Читают тему (гостей: 1)
Расписание веб-семинаров и интернет-конференций
Линия консультаций по техническим вопросам
Skype-консультации по внедрению ИКТ
Методика работы с социальными сервисами