Доклад на тему: «Современные педагогические технологии осуществления и воспитания обучающихся»
22.01.2020год ГБУ ДПО ЧИППКРО
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» Жан-Жак Руссо (слайд2)
Здоровые дети 3 - 4% (слайд3)
Дети с нарушением осанки от 50 до 60%
Дети с плоскостопием 30%
Дети с нарушением нормальной двигательной активности 30%
10-25% дошкольников имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы
Для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе создан логопедический кабинет, в котором имеются всё необходимое оборудование для работы с детьми. (слайды 4, 5, 6)
В своей работе я использую различные педагогические технологии, особенно важно при работе с детьми с ОВЗ использование здоровьесберегающих технологий. Одной из современных приемов является
Су-Джок терапия— это воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. Это отличный массаж для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. (слайды 7,8) Стимулировать активные точки, расположенные на пальцах рук можно с шариком, массажным мячиком, грецким орехом, колючим валиком.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе, поэтому учить стихи, пересказывать текст надо стоя, так быстрее запоминается.
Истоки способностей и дарований у детей – на кончиках их пальцев.
Сейчас вместе со мной проведём массаж. Возьмите 6-гранную ручку и будем перекатывать между ладонями. Это оказывает прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, развивает память, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного- на печень и почки, мизинца- на сердце.
Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно- сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Выполняя пальчиками различные упражнения мы развиваем свою речь и подготавливаем пальчики к рисованию и письму. (слайды 9,10)
Пальчиковая гимнастика является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Рассказываем стихи с выполнением фигурок из пальцев. Например: «Скворечник», «Шарик».
На моих занятиях важным моментом является выполнение физических упражнений. Например: упражнение «Качание головой» для улучшения мозговой деятельности.
Их стимулирующее воздействие известно давно: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, используется для расслабления мышц шеи и плеч (Звучит спокойная музыка).
Сейчас все выполним упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».
-Глубоко дышим, расслабляем плечи, роняем голову вперёд, медленно качаем её из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение.
Всегда с детьми провожу физкультминутки с движением.
«Физкультурой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом
Покружилась над дуплом.
Влево, вправо целый день прыгать белочке не лень»
Кинезотерапия - упражнения, направленные на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. Методы кинезотерапии положительно влияют как на здоровых детей, так и на детей с нарушениями развития. Так рекомендуется использовать кинезиологические упражнения детям с ДЦП и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. К тому же индивидуальные и групповые занятия данными упражнениями благотворно воздействуют на психическое состояние и самочувствие детей страдающих аутизмом.
Целесообразно применять кинезиологические упражнения, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества. Комплекс кинезиологических упражнений рекомендуемый к применению перед началом работы: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко», «Ухо-нос», «Лягушка», «Замок», «Лезгинка». Также эффективно в структуру коррекционных занятий включать несколько кинезиологических упражнений, направленных на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Биоэнергопластика. Данная технология представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Значимость биоэнергопластики – это развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук;
активизация интеллектуальной деятельности ребёнка;
развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи.
Данная технология представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Значимость биоэнергопластики в том, что развитие артикуляционной моторики у детей с нарушенными кинестетических ощущений ускоряется, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В коррекционно-педагогическом процессе используется комплекс динамических упражнений, направленный на нормализацию мышечного тонуса, переключаемости движений: “Качели”, “Утюжок”, “Футбол”, “Часики” и комплекс статических упражнений, способствующий развитию мышечной силы, динамической организации движения: “Улыбка”, “Хоботок”, “Лопаточка”, “Чашечка”, “Горка”, “Парус”. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Необходимо привлечь внимание каждого ребёнка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности и чёткости.
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет снимать
усталость у обучающихся и педагога;
дает положительный эмоциональный настрой;
развивает речь детей,улучшает память, умственные способности ребёнка, улучшает деятельность сердечно- сосудистой и пищеварительной систем, развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус.
Я вижу, что вы очень сильно устали, поэтому предлагаю вам расслабиться. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Проведем релаксацию. (Закройте глаза)
Текст сеанса пассивной релаксации:
- Закройте глаза и ярко представьте природу, лето, шелест деревьев, щебетанье птиц, рядом море.
а) Лежу на тёплом песке пляжа, он приятно согревает тело: солнце мягко припекает, лёгкий ветер холодит кожу лба, не хочется двигаться; приятное ощущение покоя во всём теле;
б) медленно плыву в тёплой морской воде, перевернулся на спину, совершенно расслабился; слегка покачивает на лёгкой волне; приятно так отдыхать.
(Откройте глаза).
Своё выступление хочу закончить словами:
«Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ».