В качестве актуальных специальных условий образования детей дошкольного возраста с ОВЗ являются задачи изучения и развития состояния мыслительной деятельности и общей моторики детей, зрительно-пространственных функций и звукопроизношения.
В качестве организационно-методических инициатив предлагаем использование
методического пособия, состоящего в представлении инновационных результатов теоретического и практического освоения процесса профилактики оптической дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи и зрения в форме планов-конспектов 26 индивидуально-подгрупповых занятий; трех календарных планов для педагогов, направленных на устранение нарушений письменной речи; рекомендательного списка документации; основных направлений работы с семьей дошкольника; приложений с указанием рекомендуемых дидактических игр и дополнительных форм работы, упражнений зрительных и пальчиковых гимнастик, динамических пауз, примеров использования стихотворных форм для описания изучаемых букв.
Основные направления инновационных результатов теоретического и практического освоения процесса профилактики оптической дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи и зрения представлены решением специальных задач:
1. Изучение и развитие состояния слухового восприятия, устной речи зрительно-пространственных функций и мыслительных операций:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии дошкольников;
- максимальное использование разнообразных видов деятельности детей в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в образовательном процессе.
2. Изучение и развитие состояния мелкой моторики, зрительно-пространственных функций и звукопроизношения:
- формирование зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторной координации;
- формирование зрительных представлений о графическом образе буквы.
3. Изучение и развитие состояния мыслительной деятельности и общей моторики:
- развитие таких основных компонентов мыслительных процессов как зрительное восприятие, зрительное внимание, зрительная память;
- уважительное отношение к результатам учебной деятельности.
Использование методических рекомендаций по профилактике оптической дисграфии обеспечит своевременную профилактическую и коррекционно-абилитационную помощь детям в условиях дошкольных образовательных учреждений или на уровне начального обучения.
Кийкова Н.Ю., зав.кафедрой специального (коррекционного) образования