Кафедра педагогики и психологии ГБУ ДПО ЧИППКРО совместно с МОУ СОШ № 1 города Кыштыма Челябинской области реализует совместный научно-прикладной проект по теме «Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологические рабочие профессии» на основании договора № 161 от 24 декабря 2015 года.
Выбор темы научно-прикладного проекта обусловлен тем, что в настоящее время в Челябинской области приоритетное внимание отведено естественно-математическому и технологическому образованию. Последовательная политика в обеспечении его высокого качества является характерной особенностью многих промышленных регионов. Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к профессиональным знаниям и умениям работников. Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-квалификационный уровень работников многих российских предприятий заметно уступает требованиям рынка труда. Рынок труда Челябинской области не является исключением. Современное производство нашего региона также нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы. В рамках образовательного процесса достижение данных результатов во многом может быть связано с использованием технологии проектной деятельности. В этой связи необходимо выявить ресурсные возможности технологии проектной деятельности для достижения современного качества в области естественно-математического образования.
Цель проекта – создание в школе системы ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии.
Задачи: 1. Определить педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии. 2. Разработать и апробировать программа формирования мотивации учащихся к выбору инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий; 3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия успешной реализации программы формирования мотивации учащихся к выбору инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий. 4. Обобщить опыт разработки научно-прикладного проекта.
Более подробно с техническим заданием по данному проекту можно ознакомиться в прикрепленном файле ниже.
Я, Смирнова Наталья Геннадьевна- классный руководитель 10а класса нашей школы, Мой 9 класс в 2017-2018 году активно принимал участие в проекте «Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии».
В течении всего учебного года с учениками велась ознакомительная работа на классных часах с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями и как продолжение мы с ними посетили градообразующие предприятие нашего города АО «Радиозавод», музей данного предприятия, а также г.Челябинск «Высоту 239».
Восторженные отзывы детей, заинтересованность того, что они увидели на предприятиях оказались настолько яркими, что многие из выпускников выбрали своё дальнейшее образование, связанное с инженерными профессиями. 80% выпускников поступили в технические учебные заведения, такие как Южно-Уральский государственный колледж -Кыштымский филиал, колледж Оти Нияу МИФИ. А те, кто принял решении продолжить своё обучение в 10-11 классах, определились с дальнейшем выбором получения своего образования. Многие после окончания школы планируют поступить в ВУЗы и получить высшее инженерное образование.
Смирнова Наталья Геннадьевна, классный руководитель 10а класса
Для меня, как для учителя и родителя, проблема профориентации детей в школе является значимой и актуальной. Считаю важным организацию профориентации школьников в «мире профессий» на самых ранних ступенях обучения. Со школьной скамьи дети должны понимать роль труда в жизни человека, интересоваться огромным миром профессий и расширять свои представления о профессиях. Значит, перед учителем встаёт задача формирования элементарных представлений у детей младшего школьного возраста о профессиях взрослых, о необходимости трудовой деятельности в жизни людей. Необходимым является и развитие эмоционально-положительного отношения у детей к человеку труда.
Учебный материал основных школьных предметов содержит большой профориентационный потенциал. Эффективной для обучающихся формой профориентационной работы является включение в процесс обучения информации о профессиях, экскурсий на предприятия родного города, работ с иллюстрациями и языковым материалом учебников на уроках чтения, русского языка, математики.
Система в работе учителя по данной проблеме позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить умение детей самостоятельно находить информацию об интересующем предмете и использовать эти знания на практике.
Результатом моей работы в области профориентации стало успешное выступление учащихся в Муниципальном конкурсе реферативных работ «Хочу всё знать».
Бендлина Оксана Васильевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1, руководитель ШМО
В рамках региональной инновационной площадки «Эффективные средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии» мной был реализован проект «Методические особенности формирования у подростков уважительного отношения к производительному труду на уроках истории, обществознания, экономики и на занятиях внеурочной деятельности». Целью данной работы стало формирование у подростков уважительного отношения к инженерным и высокотехнологичным рабочим профессиям с использованием методических особенностей уроков истории, обществознания, экономики и занятий внеурочной деятельности. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: изучение методических особенностей уроков и внеурочных занятий по истории, обществознанию и экономики с точки зрения воспитания у подростков уважительного отношения к инженерным и высокотехнологичным профессиям, формирование содержательной модульной линии по ознакомлению подростков с организацией производства, его корпоративной культурой, социальной политикой и формирование условий для реального расширения пространства познавательной активности подростка с учетом методических особенностей уроков и внеурочных занятий по истории, обществознанию и экономике.
В процессе реализации проекта определились следующие направления – уроки истории, экономики и обществознания, а также занятия внеурочной деятельностью. Реализация вышеуказанной цели принесла следующие результаты:
1. Разработаны и апробированы программы внеурочной деятельности по истории, обществознанию, экономике в 5-9 классах «Практическое обществознание. Трудовое право», «Культура труда»
2. Разработаны и апробированы задания по экономике в 10 классе по темам «Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей», «Изменение экономических величин», «Правило максимизации полезности», « Бухгалтерские и экономические издержки»
3. Разработана и апробирована анкета для обучающихся 10-11 классов «Мое место в экономике России
4. Разработаны и защищены индивидуальные исследовательские проекты «Производства г. Кыштыма», «Торговые марки кыштымских предприятий», «Социальная политика кыштымских производств»
Завьялова Е.О., учитель истории, обществознания. экономики МОУ СОШ№1 г.Кыштыма
Добрый вечер уважаемые коллеги и участники форума!
Я являюсь одним из активных участников проекта «Эффективные педагогические средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии», курируя проект «Атлас инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий Кыштымского городского округа».
Основная идея проекта — создание системы работы по профориентации школьников и их знакомство с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями, востребованными в нашем городе. И главной целью было создать благоприятные условия профориентации школьников и формирование у них уважительного отношения к труду в целом. Проект реализовывался через занятия по информатике в рамках внеурочной деятельности по программе «Интерактивное представление информации средствами онлайн-сервиса Prezi.com», а также проектную деятельность учащихся в рамках этой программы, как итоговая работа учащихся в ходе занятий.
И несмотря на то, что в основном нам пришлось работать с разными информационными источниками, создание и использование этой системы позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей и развить основные навыки работы с информацией. А совместная итоговая работа ребят, представленная в форме интерактивного атласа, созданного с помощью программы, что изучалась на занятиях требует и развития творческого мышления ребят и их умения общаться, работать в команде, уважать чужой труд. К тому же ребята знакомятся с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями нашего города, изучая специфику профессии, необходимые навыки, а также высшие и средние специальные учебные заведения нашего города и области, где можно обучиться этой специальности.
В целом же, работая с детьми в данном направлении, мне было очень приятно узнать по завершению проекта, что большинство ребят, работавших над атласом, связывают свое будущее с представленными ими инженерными профессиями, хотя изначально некоторые ребята еще и не задумывались об этом. Приятно было услышать и отзывы коллег из других городов нашей области, прошедших обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации ЧИППКРО в нашей школе. Они также отметили значимость проекта, не только для учащихся нашей школы и города, но и ребят, других городов, чьи учебные заведения представлены в нашем атласе. И конечно, очень отрадно осознавать по окончанию работы широкий спектр дальнейших возможностей атласа, который служит организующим визуальным профориентационным пространством непосредственно для школьников, выпускников, студентов, а также их родителей и педагогов.
Арсланова Анастасия Александровна, учитель математики и информатики МОУ СОШ №1 г. Кыштыма
Добрый день, уважаемые коллеги и участники форума!
«Где родился, там и пригодился»,-гласит народная мудрость. Чтобы сформировать целостное представление о возможностях реализации будущих профессиональных интересов учащихся, мы организовали инновационную деятельность с использованием совокупного потенциала природных и производственных возможностей Кыштыма как горного округа через организацию непродолжительных по времени и расстоянию выездов с целью познавательной, исследовательской и творческой деятельности учащихся.
Цель направления: формирование представления о мини-геологических экспедициях как эффективной форме организации внеурочной деятельности. Согласно разработанной авторской программе реализованы 4 мини-экспедиции: комплексная, геологическая, эколого-производственная в пос. Слюдорудник и геодезическая на Тайгинский карьер. В процессе работы сформировано тесное и стабильное сотрудничество с краеведами, специалистами горного производства, ученики получили навыки и умения в основных видах полевых работ. Сочетание интеллектуального труда с творческим, спортивные игры и преодоление полосы препятствий, новые открытия, созерцание природного великолепия нашего края, осознание своей значимости для будущего своего города, коллективное взаимодействие оставили яркий эмоциональный след. В результате внедрения данной формы работы разработана и реализована программа внеурочной деятельности «Геомир»; собрана и описана коллекция горных пород и минералов Кыштымского городского округа, разработаны и представлены к защите 14 проектов учащихся на конференциях различного уровня, изучен и описан полный перечень специальностей горного производства в Атласе инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий.
Мы убеждены в том, что школьное образование не должно быть закрытым от окружающей действительности, и необходим постоянный поиск взаимодействия с богатыми и полезными ресурсами своего края: будь то человеческий, природный или производственный капитал, которые обеспечат развитие наших детей.
С уважением, Кичина Ольга Борисовна, учитель географии и биологии МОУ СОШ №1.