К сожалению, перевод иноязычных терминов носит поверхностный характер и не даёт точных разграничений между словами и понятиями. Подобное прослеживается, в частности, в определении англоязычных терминов «креатив» и «инновация». В России дефиницию «креатив», традиционно переводят как «творчество», считают данные понятия синонимами, хотя при более тщательном рассмотрении, таковыми они не являются. По смысловому содержанию они более совпадают, чем различаются, но у каждого из них, помимо общего, имеется ещё и собственное самостоятельное, частное значение [ Дефиницию «инновация» ряд авторов относят как к креативному процессу, так и к творческому, поскольку считают эти понятия аналогичными.
Начнём с понятия «творчество». Несмотря на многообразие подходов, все исследователи единодушны в том, что творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью, предполагающая всегда творца – субъекта творческой деятельности. В основании творческого процесса находятся такие составляющие как личное видение творца, социальная значимость, свобода творческого процесса.
В ХХ веке, в период создания «информационного общества» базовым элементом и условием развития становится творческая характеристика – креативность. Связано это с востребованностью основополагающих отличий креативности от творчества, к которым относят отсутствие спонтанности и наличие прагматичности, т.е. изначальная ориентация на коммерческий результат; умение работать в коллективе и выполнять поставленную задачу в строго заданное время, при этом руководствуясь не личным видением проблемы, а придерживаясь заданных параметров. В результате была сформирована технология создания массового продукта, которая в первую очередь преследовала коммерческие цели. В этот период наиболее реализованными и успешными становятся люди, обладающие креативными характеристиками, способные быстро адаптироваться к новым условиям деятельности, находить неожиданные выходы из неразрешимых на первый взгляд ситуаций и обладающие способностью в ограниченный промежуток времени изобретать новые, уникальные способы достижения поставленных перед ними целей. Креативность – коммерческое творчество, доход от которого образуется за счет торговли продуктами данного творчества или имущественными правами на продукты данного творчества. Креативность как коммерческое творчество направлено на создание товара, предназначенного для продажи .
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем .
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Это новый и оригинальный, не имеющий аналога продукт (технология) на рынке, качественно отличающийся от предшествующего продукта (прототипа) и/или характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами продукта по сравнению с предыдущим аналогом. Это процесс создания новшеств, приводящих к коммерческому успеху на рынке, продукт с радикально высокой рентабельностью или иным радикальным превосходством над продуктом традиционного типа. Инновационный продукт перестает быть инновационным при наполнении рынка продуктами с аналогичными свойствами и характеристиками.
Проанализировав всё выше сказанное, можно сказать следующее: понятие «инновация» включает, ряд творческих характеристик, таких как новизна и социальная значимость. Вместе с тем в ней присутствует и креативная характеристика – изначальная ориентация деятельности на коммерческий успех. В связи, с чем не совсем правильным называть инновационную деятельность творческой или креативной, так как она содержит в себе черты той и другой, и представляет собой самостоятельную категорию.