"ТЕМП: масштаб - город Челябинск"
Реализация любого проекта начинается с видения конечного результата и планирования.
Рассмотрим мероприятия, обозначенные в Программе развития лицея, направленные на достижение индикативных показателей Концепции "ТЕМП" и ход их реализации.
Меропрятие 1. Модернизация основных образовательных программ
1. Включение в вариативную часть учебного плана предметов, курсов, дисциплин, направленных на повышение интереса учащихся к естественно-математическим дисциплинам, информатике и технологии.
2. Отбор форм реализации внеурочной деятельности средствами технологического и естественнонаучного образования.
3. Встраивание в программы учебных предметов "Технология", "Окружающий мир" (начальная школа), "Физика", "Информатика", "Английский язык", "История" (основная школа) технологию образовательной робототехники.
4. Представление в программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности практико-ориентированных модулей, отражающих региональную специфику технологического и естественно-математического образования и направленных на его популяризацию.
5. Представление в рабочих программах учебных предметов междисциплинарных связей. Формирование учебного плана для профильных классов (групп) технологической и естественно-математической направленности
Определены индикативные показатели, которых мы должны достичь в рамках исполнения мероприятия.
2. | Доля выпускников 9-х классов, выбравших предметы «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика» для сдачи ГИА - 9 в форме ОГЭ, от общей численности выпускников 9-х классов в текущем году |
| |||
2.1.
| | 2016 | 2017 | 2018 | |
Доля выпускников, сдававших ОГЭ по предмету «Физика», в общей численности выпускников (процентов) | 20,8 | 26 | 39 | ||
2.2.
| Доля выпускников, сдававших ОГЭ по предмету «Химия», в общей численности выпускников (процентов) | 5,5 | 7,8 | 7,8 | |
2.3.
| Доля выпускников, сдававших ОГЭ по предмету «Биология», в общей численности выпускников (процентов) | 5,5 | 7,8 | 7,8 | |
2.4.
| Доля выпускников, сдававших ОГЭ предмету «Информатика и ИКТ», в общей численности выпускников (процентов) | 6,9 | 9,2 | 13 | |
3. | Доля выпускников 9-х классов, получивших по предметам («Физика», «Химия», «Биология», «Информатика и ИКТ») на ГИА – 9 отметки «отлично» и «хорошо» от общей численности выпускников 9-х классов, сдававших экзамен по предмету |
| |||
3.1.
| Доля выпускников, получивших на экзамене по предмету «Физика» отметку «отлично» и "хорошо" | 33 | 50 | 66,6 | |
3.1.
| Доля выпускников, получивших на экзамене по предмету «Химия» отметку «отлично» и «хорошо» | 50 | 66,6 | 83 | |
3.2.
| Доля выпускников, получивших на экзамене по предмету «Биология» отметку «отлично» и «хорошо» | 50 | 66,6 | 83 | |
3.3.
| Доля выпускников, получивших на экзамене по предмету «Информатика и ИКТ» отметку «отлично» и «хорошо» | 60 | 71 | 80 | |
4. | Доля выпускников 11-х классов, выбравших предметы «Математика» (на профильном уровне), «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика» для сдачи ЕГЭ, от общего числа выпускников 11-х классов |
| |||
4.1. | Доля выпускников 11-х классов, выбравших учебный предмет «Математика» для сдачи ЕГЭ | 71 | 92 | 92 | |
4.2.
| Доля выпускников 11-х классов, выбравших учебный предмет «Физика» для сдачи ЕГЭ | 31,5 | 40 | 48 | |
4.3. | Доля выпускников 11-х классов, выбравших учебный предмет «Химия» для сдачи ЕГЭ | 13 | 14 | 18 | |
4.4.
| Доля выпускников 11-х классов, выбравших учебный предмет «Биология» для сдачи ЕГЭ | 13 | 14 | 18 | |
4.5.
| Доля выпускников 11-х классов, выбравших учебный предмет для сдачи ЕГЭ по «Информатика» | 15 | 20 | 30 | |
5. | Доля выпускников 11-х классов, набравших на ЕГЭ более 70 баллов по предметам (математика, физика, химия, биология, информатика), от общего числа выпускников, выбравших экзамен |
| |||
6. | Динамика показателя «средний тестовый балл ЕГЭ» по предметам «Математика» (профильный уровень), «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика» |
| |||
6.1. | Средний тестовый балл ЕГЭ по математике в текущем году | 56 | 58 | 60 | |
| Средний тестовый балл ЕГЭ по математике в прошлом году | 54,5 | 56 | 58 | |
| Динамика показателя «средний тестовый балл ЕГЭ» по математике | 1,5 | 2 | 2 | |
Также определена динамика "среднего тестового балла" по физике, химии, информатике, биологии.
Мероприятие 2. Наличие дополнительных общеразвивающих программ технологической и естественно-математической направленности.
Ожидаемые результаты (прописаны в индикативных показателях на 3 года):
1. Доля учащихся, занимающихся по дополнительным общеразвивающим программам технической и естественнонаучной направленности, от общего числа учащихся, занимающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
2. Положительная динамика числа участников олимпиад и конкурсов по предметам технологического и естественно-математического циклов, выставок технического творчества и т.д.
3. Положительная динамика числа обучающихся, ставших призерами и (или) победителями олимпиад по предметам естественно-математического и технологического циклов на различных уровнях.
В настоящее время мы работаем над созданием инженерной школы.
Цель: Создание новых возможностей для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций, необходимых в высокотехнологичных отраслях промышленности.
«Школа инженерных технологий и открытий»
1 этап обучения. Юный эвриканец (4-7 лет). Программы: «Увлекательная математика на основе ЛЕГО- конструирования»; «Мир научных развлечений»; «Маленький скульптор»
2 этап обучения. Юный экспериментатор (7-10 лет). Программы: «Основы робототехники»; «Юный техник-экспериментатор», «Техника и творчество с основами ТРИЗ»; «Мир научных развлечений»
3 этап обучения. Юный изобретатель (10-14 лет). Программы: «Робототехника: конструирование и программирование»; «Мобильная робототехника»; «Юный техник-изобретатель», «Техника и творчество с основами ТРИЗ»; «Мир научных развлечений»
4 этап обучения. Юный инженер (14-17 лет). Программы: «Мобильная робототехника»; «Инженерная графика», «Мехатроника»; «Прототипирование»
Мероприятия 3. Профориентационная работа с учащимися и родителями, популяризация актуальных для региона профессий
1. Комплекс профориентационных мероприятий для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов, отображающих специфику инженерных и рабочих специальностей, их значимость и потребность на рынке труда: (договоры с промышленными предприятиями, подробнее в других выступлениях)
реализация программ начальной профессиональной подготовки;
индустриальные экспедиции;
профессиональные пробы.
2. Заключение договоров о социальном партнерстве с промышленными предприятиями, бизнес - структурами по вопросам профориентации.
Обязательное участие в новой для нас программе juniorSKILLS (программа ранней профориентации, охватывает 12 высокотехнологичных компетенций)
В настоящий момент мы готовим команды по компетенции:
Инженерная графика
Мобильная робототехника
Электроника
Электромонтажные работы
Мода и дизайн
3. Наличие договоров о социальном партнерстве, заключенных с организациями дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования в целях реализации внеурочной деятельности обучающихся.
4. Представление в рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности профориентационной составляющей.
Ожидаемые результаты:
1. Положительная динамика числа обучающихся, связавших свою карьеру с реальным сектором экономики, поступивших в профессиональные образовательные организации по естественнонаучному, техническому, технологическому профилю обучения.
2. Положительная динамика числа обучающихся, выбирающих программы с углубленным изучением и (или) программы профильного обучения по учебным предметам «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Технология», "Информатика".
Мероприятие 4. Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и руководящих работников, привлечение молодых специалистов.
1. Разработка эффективных решений на основе изучения профессиональных затруднений и потребностей педагогических работников в использовании и актуализации компонентов технологического и естественно-математического образования в профессиональной деятельности, работе с одаренными детьми, интеграции урочной и внеурочной деятельности.
2. Проведение стажировок педагогических работников города и области на базе лицея
Планирование работы методических объединений осуществляется на основе индикативных показателей программы развития. Дважды в год мы проводим собеседование с педагогическими работниками по результатам работы по достижению индикативных показателей.
Индикативные показатели:
1. Количество организованных и проведенных на различных уровнях мероприятий научного,
методического, научно - практического характера, в ходе которых представляется (распространяется) опыт инновационной деятельности в сфере технологического и естественно - математического образования.
2. Доля педагогических работников, освоивших за последние 3 года программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) по вопросам технологической и естественно-математической направленности, от общего числа педагогических работников данной направленности (50%, 80%, 100%). С учетом этого планируется и персонифицированная модель повышения квалификации.
3. Наличие педагогов - дипломантов профессиональных конкурсов, представляющих аспекты технологического и естественно-математического образования, в том числе межпредметного взаимодействия.
Мероприятие 5. Создание мотивационных условий для вовлечения субъектов образовательных отношений в процесс развития технологического и естественно-математического образования.
1. Включение критериев для стимулирующей части оплаты труда:
- за реализацию инновационных образовательных программ естественно-математического и технологической направленности;
- за положительную динамику выбора учащимися предметов: физика, химия, биология, математика, информатика для сдачи в форме ОГЭ и ЕГЭ;
- за участие, а также призовые места и победы в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных мероприятиях на разных уровнях технологической и естественно-математической направленности; проектной деятельности.
2. Наличие информационных материалов, отражающих достижения учащихся и педагогов в области технологического и естественно-математического образования; система поощрения.
3. Наличие информационного банка инновационного опыта педагогов по использованию компонентов технологического и естественно-математического образования в образовательном процессе.
4. Работа с родителями: родительские собрания, совместные мероприятия, система поощрения.
Мероприятие 6. Формирование культуры комплексного применения обучающимися знаний в области технологического и естественно-математического образования
1. Организация и проведения конкурсов, олимпиад, форумов политехнической направленности, соревнований по образовательной робототехнике.
2. Учет индивидуальных образовательных достижений обучающихся по предметам технологического и естественно-математического циклов при отборе в 10 класс.
3. Разработка инструментария по оценке компетентности обучающихся в области естественно-математического и технологического образования.
4. Вариативность форм представления результатов показывающих образовательные и личностные достижения обучающихся (портфолио, защита индивидуальных проектов и пр.)